Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года, которым удовлетворен административный иск Зайдуллина М.М. и постановлено:
признать незаконным отказ Высокогорского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан N ... от 14 ноября 2016 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес";
обязать Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Зайдуллина М.М. и зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес"
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" - Хасбеева Р.Р., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца Зайдуллина М.М. и его представителя - Хабибуллина Р.З., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайдуллин М.М. обратился в суд с административным иском к Высокогорскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указал, что владел земельным участком с кадастровым номером ... , площадью "данные изъяты" кв.м, расположенным в Усадском сельском поселении Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, на основании договора аренды, заключенного 30 ноября 2010 года.
После изменения категории земельного участка с земли сельскохозяйственного назначения на землю населенных пунктов, 2 ноября 2015 года с Исполкомом Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор купли-продажи данного земельного участка.
Однако Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан 14.11.2016 года сообщил ему об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по мотиву, что документы, представленные на регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Считает такое решение назаконным, поскольку им представлены все необходимые для регистрации права документы.
Суд удовлетворил административный иск и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что при переводе земельного участка из одной категории в другую и включении его к землям населенного пункта Генеральный план Усадского сельского поселения, в нарушение требований закона, не был согласован с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, возведенный административным истцом на земельном участке гараж является вспомогательным объектом и не может повлечь возникновения права на приобретение земельного участка по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Хабибуллин Р.З. указал, что административный ответчик не имел законных оснований для отказа в регистрации права собственности; доводы заинтересованного лица направлены на оспаривание существующих вещных прав Зайдуллина М.М.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" апелляционную жалобу поддержал, административный истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2010 года между Зайдуллиным М.М., как арендатором, и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, как арендодателем, на основании постановления Исполкома Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11.10.2010 года, был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... , площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в Усадском сельском поселении Высокогорского муниципального района Республики Татарстан; целевое назначение (категория) земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением исполняющего обязанности руководителя Исполкома Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N ... от 18.03.2015 г. изменена категория данного земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "землю населенных пунктов", его же распоряжением N ... от 18.03.2015 г. изменен адрес земельного участка с указанием нового адреса: "адрес".
Постановлением руководителя Исполкома Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 15 от 02 ноября 2015 г. указанный земельный участок предоставлен Зайдуллину М.М. в собственность, на основании ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства с заключением договора купли-продажи.
В тот же день заключен договор купли-продажи земельного участка между Исполкомом Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Зайдуллиным М.М., который 01.10.2016 г. обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
13.10.2016 г. Зайдуллину было сообщено Управлением Росреестра по Республике Татарстан о приостановлении государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
14.11.2016 г. административным ответчиком направлено Зайдуллину М.М. сообщение об отказе в государственной регистрации, в котором указано, что документы, представленные на регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом изложены следующие обстоятельства. Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Статьей 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), который используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Данный земельный участок включен в границы населенного пункта, однако сведения об изменении категории и адреса земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок не внесены. Также отсутствуют дополнительные соглашения об изменении характеристик предмета договора аренды земельного участка. Продавцом данного земельного участка указан Исполком Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, тогда как арендодателем являлась Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Разрешая данный административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что для приобретения права выкупа данного земельного участка Зайдуллин М.М. возвел на нем объект недвижимости - гараж, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке; изменения категории земельного участка и его адреса отражены в кадастровом паспорте; поданные административным истцом на регистрацию права собственности документы являлись основанием для государственной регистрации права.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.1 ст. 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как видно из материалов дела, сведения об изменении категории указанного земельного участка и его адреса не отражены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Абзац 5 пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривавший, что если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости, утратил силу с 1.10.2013 года.
Кроме того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Спорный земельный участок относился к категории "земли сельскохозяйственного назначения". Его правообладателем в кадастровом паспорте земельного участка указано государство.
Разрешение вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в соответствии с приведенными выше положениями закона, относится к исключительным полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, орган же местного самоуправления такими полномочиями не обладает.
Такого решения, принятого Кабинетом Министров Республики Татарстан, в данном случае не представлено.
При таком положении отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности соответствует требованиям закона.
Ссылка административного истца и его представителя на то, что за лицами, которым предоставлены смежные земельные участки, право собственности зарегистрировано, не свидетельствует о законности обжалуемого решения, поскольку предметом рассмотрения по данному делу иные земельные участки не являются.
Суд же указанные нормы материального закона не учел и изложенным выше обстоятельствам дела надлежащей правовой оценки не дал, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309, п.п. 3, 4 ч.2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Зайдуллина М.М. к Высокогорскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.