Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Гатауллина И.М., Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционным жалобам государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 28 апреля 2016 года, государственного учреждения- Региональное отделение по Республике Татарстан Фонда социального страхования Российской Федерации на дополнительные решения данного суда от 25 августа 2016 года и 25 января 2017 года, которыми удовлетворены административные исковые требования прокурора Ново-Савиновского района г. Казани, действующего в интересах матери ребенка-инвалида Гумеровой А.М. к государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным бездействия;
признано незаконным бездействие должностных лиц ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части непредоставления необходимых сведений ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан для получения Гумеровой А.М. компенсации за приобретенные в2015 годутехнические средства реабилитации, повлекшие нарушение прав Гумеровой А.М. на получение государственной социальной помощи, в том числе: копии заявления на компенсацию расходов, связанных с приобретением пеленок в количестве 240 штук на общую сумму "данные изъяты" рублей, подгузников в количестве 108 штук на сумму "данные изъяты" рублей, ортопедической обуви в количестве 1 на сумму "данные изъяты" рублей; документов, подтверждающих расходы на указанные самостоятельно приобретенные средства реабилитации; копии индивидуальной программы реабилитации Гумерова Р.Ф.;
на ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан возложена обязанность передать ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан указанные документы для получения Гумеровой А.М. компенсации за приобретенные в 2015 годутехнические средства реабилитации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Потаповой О.А. в поддержку апелляционных жалоб, представителя административного истца - прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Пронина М.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ново-Савиновского района г. Казани, действуя в интересах матери ребенка-инвалида Гумеровой А.М., обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным бездействия.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки по обращению Гумеровой А.М. о неполучении компенсации за технические средства реабилитации, приобретенные ею для своего сына Гумерова Р.Ф., являвшегося ребенком-инвалидом, выявлено, что до настоящего времени компенсация за приобретенные в 2015 году Гумеровой А.М. технические средства реабилитации административным ответчиком не выплачена.
В соответствии с соглашением, заключенным между Правительством Республики Татарстан и Фондом социального страхования Российской Федерации, Комплексный центр с момента заключения данного соглашения и до 31 декабря 2015 года осуществляет передачу, а Фонд социального страхования осуществляет прием сведений о гражданах, обратившихся в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2015 года с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, но по объективным причинам не обеспеченных Комплексным центром до 31 декабря 2015 года.
Гумерова А.М. в сентябре и октябре 2015 года обращалась в Комплексный центр с заявлениями на компенсацию расходов, связанных с приобретением технических средств реабилитации для ребенка-инвалида.
По информации Фонда социального страхования от 17.02.2016 г. сведения на выплату компенсации Гумеровой А.М. за самостоятельно приобретенные в 2015 году технические средства реабилитации административным ответчиком не передавались.
Ненадлежащее исполнение обязанностей административным ответчиком, по мнению прокурора, влечет нарушение прав Гумеровой А.М. на получение предусмотренных законом гарантий государственной социальной помощи.
В связи с чем прокурор просил признать бездействие ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" незаконным, обязать данное учреждение передать государственному учреждению- Региональное отделение по Республике Татарстан Фонда социального страхования Российской Федерации сведения, необходимые для получения Гумеровой А.М. компенсации за приобретенные в 2015 году для сына Гумерова Р.Ф., являвшегося ребенком-инвалидом, технические средства реабилитации, в том числе:
копии заявлений на компенсацию расходов на приобретение пеленок в кол. 240 шт. на сумму "данные изъяты" руб., подгузников в кол. 108 шт. на сумму "данные изъяты" руб., ортопедической обуви на сумму "данные изъяты" руб.;
документы, подтверждающие расходы на указанные средства реабилитации;
копию индивидуальной программы реабилитации Гумерова Р.Ф.
Суд административный иск удовлетворил и принял решение и дополнительные решения в изложенных выше формулировках.
В апелляционной жалобе ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит об отмене решения, указывая, что на основании Соглашения между Правительством Республики Татарстан и ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования "О передаче документов и сведений государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, необходимых для организации им работы по предоставлению с 01 января 2016 г. мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" от 02 ноября 2015 г. информационная база "Обеспечение техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и путевками на санаторно-курортное лечение", где имелась заявка на компенсацию за технические средства реабилитации- приобретение для Гумерова Р.Ф. обуви ортопедической сложной, передана в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования, в связи с чем с 01 января 2016 г. Комплексный центр не осуществляет предоставление гражданам компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации.
В апелляционных жалобах государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования ставится вопрос об отмене дополнительных решений суда от 25 августа 2016 г. и 25 января 2017 г. по мотивам, что данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Указано, что Региональное отделение является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку Гумерова А.М. обращалась с заявлением о выплате компенсации в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, и последним в принятии заявления было отказано со ссылкой, что компенсация за приобретенные технические средства реабилитации после смерти инвалида не предоставляется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Потапова О.А. апелляционные жалобы поддержала по изложенным в них доводам.
Представитель административного истца - прокурор Пронин М.В. просил решение и дополнительные решения суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24ноября1995года N181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани, установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, Гумеров Р.Ф. в период с 14 мая 2014 г. имел право на получение впитывающих простыней (пеленок) в количестве 1 штуки в день, ортопедической обуви в количестве 3 пар, подгузников в количестве 3 штук в день.
В 2015 году Гумеровой А.М. приобретены пеленки в количестве 240 штук на общую сумму "данные изъяты" рублей, подгузники в количестве 108 штук на сумму "данные изъяты" рублей, ортопедическая обувь на сумму "данные изъяты" рублей.
22 сентября 2015 г. Гумерова А.М. обратилась в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, на котором лежала обязанность по выплате компенсации, с заявлением о компенсации расходов, связанных с приобретением ортопедической обуви, заявление было принято.
06 октября 2015 г. Гумеров Р.Ф. умер.
В конце октября 2015 г. Гумерова А.М. вновь обратилась в Комплексный центр с заявлением о компенсации расходов, связанных с приобретением пеленок, подгузников. В принятии заявления ей было отказано в связи со смертью ребенка-инвалида.
В соответствии с соглашением, заключенным между Правительством Республики Татарстан и Фондом социального страхования, Комплексный центр с момента заключения данного соглашения и до 31 декабря 2015 г. осуществляет передачу, а Фонд социального страхования осуществляет прием сведений о гражданах, обратившихся за период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2015 г. с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде компенсации расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, но по объективным причинам не обеспеченных Комплексным центром до 31 декабря 2015 г.
Согласно ответу государственного учреждения - Региональное отделение по Республике Татарстан Фонда социального страхования Российской Федерации, за подписью заместителя управляющего "данные изъяты" К.Ш., от 17.02.2016 г. на письмо заместителя прокурора Ново-Савиновского района г. Казани от 22 января 2016 г., Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по акту приема-передачи документы на имя Гумерова Р.Ф. на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства не передавались.
Разрешая данный административный спор и признавая незаконным бездействие должностных лиц государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, а также возлагая обязанность на КГУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" по передаче ГУ - РО Фонда социального страхования документов для получения Гумеровой А.М. компенсации за приобретенные технические средства реабилитации, суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении должностными лицами ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" своих должностных обязанностей, что повлекло нарушение прав Гумеровой А.М. на получение предусмотренной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственной социальной помощи.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на положениях закона и материалах дела.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 сентября 2015 г. N 684 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2007 г. N 388 "Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан возложена обязанность обеспечить передачу территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан до 31 декабря 2015 года документов и сведений, необходимых для организации работы по обеспечению инвалидов, проживающих в Республике Татарстан, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, и путевками на санаторно-курортное лечение.
Как указывалось выше, Соглашением, заключенным между Правительством Республики Татарстан и Фондом социального страхования, предусмотрено, что Комплексный центр с момента заключения данного соглашения и до 31 декабря 2015 г. осуществляет передачу, а Фонд социального страхования осуществляет прием сведений о гражданах, обратившихся за период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2015 г. с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, но по объективным причинам не обеспеченных Комплексным центром до 31 декабря 2015 г.
Однако заявления Гумеровой А.М. о выплате компенсации за приобретенные для ребенка-инвалида в 2015 году технические средства реабилитации и соответствующие документы административным ответчиком - государственным казенным учреждением "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не были переданы в установленном порядке региональному отделению Фонда социального страхования по Республике Татарстан.
При таком положении суд имел основания для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о том, что заявка на компенсацию расходов на обеспечение Гумерова Р.Ф. обувью ортопедической сложной передана в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования, неубедительны, опровергаются материалами дела.
Утверждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о том, что данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, несостоятельно, основано на ошибочном толковании норм процессуального права. В данном случае оспаривается бездействие должностных лиц ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по передаче документов на компенсацию расходов в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, и данный спор правильно разрешен в порядке административного судопроизводства.
Иные доводы апелляционных жалоб так же не содержат оснований для отмены правильного по существу решения и дополнительных решений суда.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 28 апреля 2016 года, дополнительные решения данного суда от 25 августа 2016 года и 25 января 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" и ГУ - Региональное отделение по Республике Татарстан Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.