Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания Р.Р. Касимове, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" А.С. Иноземцева на решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 февраля 2017 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения по Авиастроительному району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани от 09 ноября 2016 года (УИН "данные изъяты") общество с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" (далее по тексту - Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Директор Общества А.С. Иноземцев, не согласившись с постановлением, обратился с жалобой на него в Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан.
Решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, директор Общества А.С. Иноземцев просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить либо смягчить назначенное наказание.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников Общества Д.А. Ульянова и Р.М. Иксанова, полагаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Пункт 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, указывает, что перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом пункт 15 статьи 31 указанного закона закрепляет, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
Пункт 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272, под тяжеловесным грузом понимает груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В соответствии с Приложением N 2 к указанным Правилам (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн на ось, допустимые осевые нагрузки для одиночных транспортных средств, расстояние между сближенными осями которых от 2,5 метра и более, составляют 9 тонн на ось для односкатных колес (10 тонн на ось для двухскатных), допустимая нагрузка на тележку (сумма осевых масс) для сдвоенных осей прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, расстояние между сближенными осями которых от 1,3 метра до 1,8 метра (включительно), составляют 15 тонн для односкатных колес (16 тонн для двухскатных).
Пункт 3 Примечания к указанному Приложению N 2 свидетельствует о том, что для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.
При этом допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси (пункт 4 Примечания).
Как видно из материалов дела, 10 октября 2016 года в 18 часов 24 минуты на стационарном посту весового контроля "ЗЕЯ", расположенном на "данные изъяты" километре автомобильной дороги М7 "Волга", с помощью весов СДК.АМ 01-1-2 с заводским номером 408, прошедших метрологическую поверку, было установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" произвело погрузку груза в автомобиль "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком "данные изъяты" под управлением С.В. Рупасова с превышением предельно допустимой нагрузки на одну ось двухосной тележки на 1,039 тонны или 11,5 % (исходя из величины предельно допустимой нагрузки на одиночную ось, составляющей 9 тонн).
Приведенные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: копиями протокола об административном правонарушении, акта определения весовых параметров транспортного средства, товарно-транспортной накладной, товарной накладной, объяснениями водителя С.В. Рупасова, объяснениями директора Общества А.С. Иноземцева, указавшего, что погрузка груза в автомобиль под управлением С.В. Рупасова производилась по адресу: "адрес", и другими материалами дела.
Должностное лицо и судья районного суда, всестороннее и полно исследовав перечисленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о допущенном Обществом при погрузке груза превышении предельно допустимой нагрузки на одну из осей двухосной тележки транспортного средства и правильно квалифицировали содеянное по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что административную ответственность по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет лишь превышение массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, основан на неверном толковании данной нормы и потому подлежит отклонению.
Как видно из содержания части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону состава административного правонарушения составляют альтернативные действия, выражающиеся в осуществлении погрузки груза в транспортное средство либо с превышением допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, допустимых габаритов транспортного средства, которые определены в Приложении N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, габаритов транспортного средства, указанных в специальном разрешении.
Из материалов дела следует, что специальное разрешение на передвижение тяжеловесного транспортного средства не получалось, в силу чего должностного лицо при оценке соблюдения величин предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства правомерно руководствовалось Приложением N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Суждения заявителя о необходимости применения в настоящем деле положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ошибочны, также вызваны неверным толкованием закона.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что предупреждение может быть назначено при условии совершения административного правонарушения впервые, отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствия имущественного ущерба.
Как усматривается из содержания статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение тяжеловесных транспортных средств влечет вред автомобильным дорогам.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2 указанного Порядка).
При этом пункт 5 означенного Порядка устанавливает, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:
допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что движение тяжеловесного транспортного средства в том числе с превышением предельно допустимых нагрузок на оси несет ущерб автомобильным дорогам.
Данное обстоятельство, исходя из части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является препятствием для замены административного штрафа на предупреждение.
В то же время доводы заявителя о снижении размера назначенного административного штрафа заслуживают внимания.
Часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом вышеуказанных установлений назначенное Обществу административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляющего двести пятьдесят тысяч рублей, не отвечает характеру совершенного административного правонарушения, его имущественному положению, характеру производственной деятельности и может чрезмерно ограничить свободу на занятие предпринимательской деятельностью, подавить его экономическую самостоятельность и инициативу, в силу чего подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до ста двадцати пяти тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" А.С. Иноземцева удовлетворить частично.
Постановление начальника отделения по Авиастроительному району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани от 09 ноября 2016 года (УИН "данные изъяты") и решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 февраля 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Полимер Ресурс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, размер назначенного административного штрафа снизить до "данные изъяты" рублей.
В остальной части вынесенные акты оставить без изменения.
Судья Е.В. Верхокамкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.