Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя СХПК "Новолитовский" Лемешевского Н.А. на решение Партизанского районного суда Приморского края от 29 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42, статьями 8.33 и 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица СХПК "Новолитовский",
установила:
постановлением начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо СХПК "Новолитовский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию с применением пункта 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 руб., СХПК "Новолитовский" предложено добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 1123109 руб.
Решением судьи Партизанского районного суда Приморского края от 29 августа 2016 года постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба председателя СХПК "Новолитовский" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, законный представитель кооператива просит признать незаконным и отменить постановление должностного лица от 1 марта 2016 года в части назначения наказания в виде штрафа в сумме, превышающей 100000 руб. и оспаривает размер ущерба, причиненный водным биологическим ресурсам, определенный в сумме 1123109 руб.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав защитников СХПК "Новолитовский" Гребенщикову О.А. и Лемешевского А.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Приморского территориального управления Росрыболовства - Сафончика С.В., прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в результате административного расследования уполномоченным должностным лицом Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что при проведении работ по уборке наносных кос на реке Литовка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вопреки проектной документации и выданному Приморским территориальным управлением Росрыболовства согласованию деятельности от ДД.ММ.ГГГГ N, СХПК "Новолитовский" произвел пересыпку русла реки Литовка, возвел искусственную дамбу для проезда автотранспорта, произвел засыпку старого (исходного) русла реки, вырыл канал с целью изменения русла и осуществил складирование размываемых грунтов, что привело к нарушению природоохранного законодательства РФ.
Несанкционированное проведение работ по засыпке русла реки Литовка, возведение перегораживающей дамбы и отвода реки в новое вырытое русло, привело к замутнению вод реки на протяжении более двух километров, чем нарушена статья 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", статья 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Указанные действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде ответственности за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Из предоставленного ФГБУ "Приморрыбвод" расчета размера вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов река Литовка от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что из-за отсыпки реки Литовка произошло уничтожение нерестилищ, зимовальных ям, мест нагула, нарушение путей миграции рыб, гибель икры кеты в период инкубации и кормовых организмов рыб; в результате проведения земляных работ в русле реки произошло загрязнение реки Литовка и образование зон с повышенной концентрацией взвешенных веществ, что привело к ухудшению гидрохимического и гидрологического режимов водного объекта, снижению рыбопродуктивности, гибели кормовых организмов рыб.
Перечисленными действиями СПХК "Новолитовский" нарушены статья 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года N 1045, пункт 3 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 997 и причинен ущерб водным биологическим ресурсам реки Литовка, что образует объективную сторону правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Названая норма предусматривает ответственность за производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административным расследованием установлено, что для производства названных работ на реке Литовка работали две единицы техники: бульдозер марки "KOMATSU" гос. N и экскаватор марки "DOOSAN" гос. N, принадлежащие СХПК "Новолитовский", движение техники производилось по специально отсыпанной из речного грунта дамбе, то есть осуществлялось в водоохраной зоне водного объекта, прибрежной защитной полосе водного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, предусмотрена ответственность в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Таким образом, движение и стоянка большегрузной техники в границах прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны реки Литовка в отсутствие специально оборудованного места, имеющего твердое покрытие, отсыпка (отвал) размываемых грунтов на берега речным грунтом в нарушение пунктов 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса РФ, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Установив в действиях СХПК "Новолитовский" составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.42, статьями 8.33 и 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вину юридического лица в их совершении, должностное лицо межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания обоснованно пришло к правильному выводу о том, что юридическим лицом при производстве санкционированных работ по уборке наносных кос на реке Литовка и совершении одного действия, допущены нарушения, содержащие составы трех административных правонарушений.
В этом случае наказание назначается в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем, при назначении наказания, должностным лицом неверно определено правонарушение, предусматривающее более строгое наказание, что повлекло неправильное определение размера штрафа, подлежащего взысканию с виновного лица.
Назначая СПХК "Новолитовский" наказание по части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях начальник Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания исходил из того, что санкция указанной статьи, предусматривает более строгое наказание, которое может назначить должностное лицо, однако санкция статьи 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях, помимо административного штрафа, предусматривает административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток и является более строгой по отношению к части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, административное наказание за совершение трех правонарушений, с применением части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях должно назначаться в соответствии с санкцией статьи 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку штраф, назначенный юридическому лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в сумме 300000 руб. превышает максимальный размер штрафа, установленный статьей 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях и составляющий 200000 руб., постановление о привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует изменить в части размера административного наказания, снизив административный штраф до 200000 руб.
Наложение на СХПК "Новолитовский" наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб. соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенных административных правонарушений, обстоятельствами их совершения, наличием обстоятельства, отягчающего административную ответственность, и не является чрезмерным.
Проведение работ по засыпке русла реки Литовка с нарушениями природоохранного законодательства после возбуждения дела об административном правонарушении и начала проведения административного расследования обоснованно признано должностным в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Выводы должностного лица подтверждаются актом осмотра места административного правонарушения, составленным ДД.ММ.ГГГГ в присутствии председателя СХПК "Новолитовский" Лемешевского Н.А., которым выявлены нарушения природного законодательства.
Доводы жалобы о необходимости применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются несостоятельными, поскольку исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер административного штрафа по правилам части 2.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Предложение добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, не влечет правовых обязанностей для юридического лица, следовательно, на законность постановления должностного лица не влияет.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначить юридическому лицу СХПК "Новолитовский" наказание по статье 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
В остальной части постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Партизанского районного суда Приморского края от 29 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу председателя СХПК "Новолитовский" Лемешевского Н.А. - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.