Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Юрчик В.Д. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица руководителя обособленного подразделения ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д.
установила:
постановлением начальника ФГКУ "1029 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача подполковника медицинской службы Голикова С.А. N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - руководитель обособленного подразделения "Уссурийский" ООО "Главное управление жилищным фондом (далее ООО "ГУЖФ") Юрчик В.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 января 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе Юрчик В.Д. ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Порядок, требования по оборудованию и уборке контейнерных площадок для сбора и накопления твердых бытовых отходов, режим вывоза твердых бытовых отходов установлены в СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно пункту 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил.
Согласно пункту 2.1.1 Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В силу пункта 2.2.1 Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки исполнения сотрудниками ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, землепользования и охраны земли и почв от негативного воздействия установлено, что в нарушение требований пунктов 2.1.1 и 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88, площадки мусоросборников, расположенных на придомовых территориях по адресам: "адрес" завалены твердыми бытовыми и пищевыми отходами. Твердые бытовые и пищевые отходы разбросаны вдоль проезжей части дороги и за площадками для мусорных контейнеров. Ежедневная уборка территории вокруг мусорных контейнеров не проводится.
За нарушение установленных санитарно-эпидемиологическими правилами сроков временного хранения и вывоза твердо-бытовых отходов, руководитель ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д. оспариваемым постановлением привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение действующих санитарных правил.
Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья Уссурийского районного суда пришел к выводу о том, что действия должностного лица верно квалифицированы по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным выводом нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "ГУЖФ" является управление и эксплуатация жилого фонда, дополнительными, в том числе сбор, обработка и утилизация отходов.
В соответствии с договором N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "ГУЖФ", последнее приняло на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилом фонде, закрепленном за Министерством обороны РФ, а также по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде Министерства обороны РФ, в том числе и вывоз твердо-бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ГУЖФ" заключило договор N с ООО "ГЛОБАЛ-ГРУПП" на оказание услуг по вывозу и размещению твердых коммунальных отходов с объектов жилищного фонда МО РФ.
Согласно пункту 1.4 договора, в целях своевременного разрешения и согласования оперативных вопросов, ответственным назначен руководитель ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д., которая в соответствии с пунктом 3.3.2 указанного договора обязана принять оказанные услуги при отсутствии претензии к ООО "ГЛОБАЛ-ГРУПП" относительно сроков и качества их исполнения, путем подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Материалами дела подтверждается, что руководитель ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д., являясь ответственным должностным лицом, допустила нарушение установленных санитарно-эпидемиологическими правилами сроков временного хранения и вывоза твердо-бытовых отходов, то есть нарушила санитарно-эпидемиологические требования по обращению с твердыми бытовыми отходами.
При таких обстоятельствах допущенное руководителем ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д. нарушение образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В то же время, в результате неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, и судьей районного суда действия Юрчик В.Д. необоснованно квалифицированы по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания разъяснений, указанных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Между тем, судья Приморского краевого суда при рассмотрении настоящей жалобы на решение судьи районного суда, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, лишен возможности переквалифицировать действия должностного лица руководителя обособленного подразделения ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д. со статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменить постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так как санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для должностных лиц назначение наказания в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, что превышает размер административного наказания, назначенного Юрчик В.Д. в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Юрчик В.Д, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление начальника ФГКУ "1029 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя обособленного подразделения ООО "ГУЖФ" Юрчик В.Д. -отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.