Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу и. о. главы Дальнегорского городского округа Колоскова В.Н. на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 12 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Дальнегорского городского округа,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа Пинского Р.А. N от ДД.ММ.ГГГГ администрация Дальнегорского городского округа признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 12 сентября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба администрации Дальнегорского городского округа - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, и. о. главы Дальнегорского городского округа Колосковым В.Н. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и о прекращении производства по делу.
Колосков В.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, защитника не направил. Поскольку администрация городского округа извещена надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие и.о. главы городского округа Колоскова В.Н.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона о пожарной безопасности пожарная охрана подразделяется на государственную противопожарную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную пожарную охрану.
В силу статьи 11.1 Закона N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Согласно статье 13 вышеуказанного Закона добровольная пожарная охрана является формой участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности закреплены в статье 19 Закона N 69-ФЗ.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности отражены в статье 37 Закона N 69-ФЗ.
В силу требований статьи 76 Технического регламента дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Решением Думы Дальнегорского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о муниципальной пожарной охране Дальнегорского городского округа.
Согласно пункту 1 разделу 2 Положения основными задачами муниципальной пожарной охраны, в том числе являются: организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа,
В соответствии с пунктом 1 раздела 3 Положения, дислокация подразделений муниципальной пожарной охраны на территории городского округа определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров по методике, утвержденной в установленном порядке, или устанавливается, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 10 минут.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной должностными лицами отдела надзорной деятельности Дальнегорского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю внеплановой выездной проверки установлено, что в деревне Черемшаны, время прибытия в которую первого пожарного подразделения к месту вызова превышает 10 минут, не создана муниципальная пожарная охрана или добровольная пожарная дружина с пожарно-техническим вооружением, чем нарушены требования статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 12-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Выявленное нарушение зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ N
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору в отношении администрации Дальнегорского городского округа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации городского округа к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований полагать, что у администрации городского округа отсутствовала возможность для своевременного и надлежащего устранения выявленных недостатков при реализации мер пожарной безопасности, в том числе по материально-техническому обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, не имеется. Доказательств невозможности принятия должных мер для обеспечения пожарной безопасности в деревне Черемшаны в соответствии с требованиями статьи 76 Технического регламента, не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны, а также о том, что на территории сельского поселения действует добровольная пожарная дружина, не свидетельствуют об отсутствии в действиях исполнительного органа местного самоуправления состава вмененного правонарушения, поскольку отсутствие в деревне Черемшаны пожарного подразделения муниципальной пожарной охраны, при наличии добровольной пожарной охраны, обеспеченной четырьмя воздуходувками, не опровергает выводы административного органа и судьи о том, что органами местного самоуправления в деревне Черемшаны не созданы условия защищенности населенного пункта от пожаров.
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают тот факт, что при возникновении пожара в деревне Черемшаны в течение 10 минут будет обеспечено прибытие подразделения муниципальной пожарной охраны и или добровольной пожарной дружины с пожарно-техническим вооружением.
Постановление о привлечении администрации Дальнегорского городского округа к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации Дальнегорского городского округа в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 12 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Дальнегорского городского округа оставить без изменения, жалобу и. о. главы Дальнегорского городского округа Колоскова В.Н. - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.