Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.,
судей Власенко И.Г., Дышлового И.В.,
при секретаре Моисеенко А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семененко Н.Н., Семененко Р,Р. к Пенсионному фонду Российской Федерации, государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края о признании права быть зарегистрированными в органах Пенсионного фонда Российской Федерации без присвоения страхового номера индивидуального лицевого счета, возложении обязанности по апелляционной жалобе Семененко Н.Н. и Семененко Р.Р. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 07 ноября 2016, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения Семененко Н.Н., Семененко Р.Р., представителя ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края - Харченко Е.Н., представителя Пенсионного фонда Российской Федерации - Куйдашовой Е.Б., судебная коллегия
установила:
Семененко Н.Н., Семененко Р.Р. обратились в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ГУ-УПФ по Уссурийскому городскому округу) о признании права быть зарегистрированными в органах Пенсионного фонда Российской Федерации без присвоения страхового номера индивидуального лицевого счета, возложении обязанности производить учет только по имени, отчеству и фамилии. В обоснование требований ссылались на невозможность получить СНИЛС в том виде, в котором его выдают ответчики, в связи с религиозными мотивами и личными убеждениями. Указали, что ведение учета всех застрахованных лиц на основании единого универсального идентификационного знака - страхового номера нарушает права православных христиан на даваемое им при крещении имя и право совершать все действия от своего имени. Замена имени страховым номером является грубым нарушением права действовать в соответствии с вероисповеданием, оскорбляет религиозные чувства. Так как законодательство не содержит запретов на персонифицированный учет граждан по имени без страхового номера лицевого счета, просили признать за ними право быть зарегистрированными в органах Пенсионного фонда Российской Федерации без присвоения страхового номера индивидуального лицевого счета, обязать Пенсионный фонд Российской Федерации, ГУ-УПФ по Уссурийскому городскому округу зарегистрировать их без присвоения страхового номера индивидуального лицевого счёта застрахованного лица и выдать им страховое свидетельство, вести учёт их данных по фамилии, имени и отчеству.
В судебном заседании истцы требования поддержали.
Представители пенсионного фонда в судебном заседании иск не признали, указав, что регистрация в органах пенсионного фонда без присвоения страхового номера индивидуального лицевого счёта законом не предусмотрена.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласились истцы, ими подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая настоящий спор, суд проанализировал положения статьи 28 Конституции РФ о правах человека, а также порядок учета граждан в системе пенсионного страхования, предусмотренный ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного образования" и пришел к обоснованному выводу о том, что присвоение страхового номера индивидуальному лицевому счету гражданина не нарушает его прав.
Согласно абзацу 8 ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица определен настоящим Законом как единица индивидуального персонифицированного учета, то есть документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий предусмотренные настоящим Законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной части.
Как указано в ст. 6 Закона, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. В общей части указываются личные данные застрахованного лица (фамилия, имя отчество, дата и место рождения, адрес проживания, периоды трудовой и иной деятельности, учитываемые при подсчете страхового стажа, сумма начисленных страховых взносов и т.д.).
В соответствии со статьей 7 Закона страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования выдается Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами каждому лицу, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование. Страховое свидетельство содержит соответствующие анкетные данные застрахованного лица и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Выдача свидетельства с номером лицевого счета никак не изменяет актовые записи об имени и фамилии человека, не лишает его возможности пользоваться своим именем и фамилией.
Российская Федерация - светское государство, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Поэтому применяемая в государстве система учета лицевых счетов не должна восприниматься верующими как попытка нарушения религиозных канонов.
Кроме того, как указано в п. 3.2.2 Временной инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в регионах пилотного проекта", утв. постановлением Правления ПФ РФ от 16.07.1996 г. N 88, страховое свидетельство действительно только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
На основании изложенного суд верно пришел к выводу, что номер, указанный в страховом свидетельстве, не является другим именем человека и ранее данное человеку имя не подменяет, с его помощью идентифицируется индивидуальный лицевой счет, а не конкретное лицо в системе обязательного пенсионного страхования в системе данных персонифицированного учета с целью соблюдения его пенсионных прав, лицевой счет открыт на конкретное лицо, т.е. первичными являются данные конкретного лица. Именно так на законодательном уровне установлена система идентификации индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство не содержит запрета определения лицевого счета только по имени человека, были предметом судебной оценки, суд их обоснованно отверг по мотивам, изложенным в решении.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о незаконности решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 07 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.