Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В. и Туктамышевой О.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Анучинского района к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Анучинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе и.о. директора Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Анучинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2016 года, которым суд возложил на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, примерно в 600 метрах от дома 18 по ул. Степная в с. Анучино, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Анучинского муниципального района Приморского края возложил обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, примерно в 600 метрах от дома 18 по ул. Степная в с. Анучино.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителей Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Фадеева Е.А и Вышковского О.В., подержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Анучинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, указав, что в ходе проверки 11 октября 2016 года на территории Анучинского сельского поселения в нарушение действующего законодательства установлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что свидетельствует о бездействии Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и администрации Анучинского муниципального района по очистке территории от отходов производства и потребления и нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор просил возложить на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, ориентир: примерно 600 м. от д. 18 по ул. Степная в с. Анучино, координаты: 43,976815?N и 133,052842?Е, в течение месяца с момент вступления решения в законную силу; возложить на администрацию Анучинского муниципального района обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района) ориентир: примерно 600 м. от д. 18 по ул. Степная в с. Анучино, координаты: 43,976815?N и 133,052842?Е).
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме, уточнил требования, просил возложить на Департамент обязанность ликвидировать свалку в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края по его ходатайству, из письменных возражений следует, что истцом не доказана причастность Департамента к возникновению несанкционированной свалки, обязанность по ликвидации отходов должна быть возложена на собственника бытовых отходов, которым Департамент не является либо на владельца земельного участка, представитель полагает, что решение вопросов о ликвидации несанкционированной свалки относится к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель администрации Анучинского муниципального района в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, представил письменный отзыв в соответствии с которым, заявленные прокурором требования относятся к компетенции администрации сельского поселения с. Анучино.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе и.о. директора Департамента ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного решения.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, и возлагая на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, суд исходил из положений статей 6, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", которыми полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов РФ, указав, что в Приморском крае полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в связи с чем, Департамент признан надлежащим ответчиком по иску прокурору.
Между тем выводы суда не могут быть признаны обоснованными.
Применяя Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, суд не учел, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
По сообщению администрации Анучинского муниципального района от 1 марта 2017 года, несанкционированная свалка находится на земельном участке, собственность на который не разграничена, следовательно, распоряжение данным земельным участком, в том числе и его санитарное содержание в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района - администрации Анучинского муниципального района.
Критерий разграничения полномочий по санитарной уборке спорного земельного участка между Анучинским муниципальным районом и Анучинским сельским поселением, предложенный представителем администрации Анучинского муниципального района в отзыве на исковое заявление со ссылкой на наличие Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы Анучинского муниципального района от 27.04.2016 года N 87-НПА не может быть применен в связи с тем, что с 1 января 2017 года абзац четвертый пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" излагается в новой редакции.
Сведений о том, что муниципальным правовым актом обязанность по санитарному содержанию спорного земельного участка возложена на администрацию Анучинского сельского поселения в деле нет, при таких обстоятельствах надлежащим ответчиком является администрация Анучинского муниципального района.
Кроме того обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов обусловлена требованием пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ, согласно которому в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекс РФ).
Установив, что надлежащим ответчиком является администрация Анучинского муниципального района, судебная коллегия считает необходимым отменить решение Анучинского районного суда и принять по делу новое решение, возложив обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Анучинского муниципального района.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анучинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление прокурора удовлетворить частично, обязать администрацию Анучинского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, примерно в 600 метрах от дома 18 по ул. Степная в с. Анучино, координаты: 43,976815?N и 133,052842?Е.
В части удовлетворения иска прокурора Анучинского района к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.