Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В. и Туктамышевой О.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Пожарского района к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Лучегорского городского поселения о возложении обязанности по апелляционной жалобе и.о. директора Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Пожарского районного суда Приморского края от 14 декабря 2016 года, которым суд возложил на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Лучегорского городского поселения в районе гаражей 7 микрорайона п. Лучегорск. В точке географических координат: 46?26 мин. 5 сек. северной широты, 134?18 мин. 51 сек. восточной долготы в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу; возложил на администрацию Лучегорского городского поселения обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Лучегорского городского поселения в районе гаражей 7 микрорайона п. Лучегорск в точке географических координат: 46?26 мин. 5 сек. северной широты, 134?18 мин. 51 сек. восточной долготы в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Фадеева Е.А ., подержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор Пожарского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе прокурорской проверки на территории Лучегорского городского поселения в районе гаражей 7 микрорайона п. Лучегорск в точке географических координат: 46?26 мин. 5 сек. северной широты, 134?18 мин. 51 сек. восточной долготы выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, ссылался на то, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, просил возложить на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории Лучегорского городского поселения в районе гаражей 7 микрорайона п. Лучегорск в точке географических координат: 46?26 мин. 5 сек. северной широты, 134?18 мин. 51 сек. восточной долготы в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу; возложить на администрацию Лучегорского городского поселения обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Лучегорского городского поселения в районе гаражей 7 микрорайона п. Лучегорск в точке географических координат: 46?26 мин. 5 сек. северной широты, 134?18 мин. 51 сек. восточной долготы в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации Лучегорского городского поселения в судебном заседании признала исковые требовании, в письменном отзыве указала, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края, городское поселение Лучегорск является ненадлежащим ответчиком.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края по его ходатайству, из письменных возражений следует, что истцом не доказана причастность Департамента к возникновению несанкционированной свалки, обязанность по ликвидации отходов должна быть возложена на их собственника, которым Департамент не является, представитель указал, что решение вопросов о ликвидации несанкционированной свалки относится к компетенции органов местного самоуправления.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе и.о. директора Департамента просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм процессуального и материального права, что повлекло вынесение незаконного решения.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и возлагая на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, суд исходил из положений статьи 6, части 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции от 29.12.2014 N 458-ФЗ, которыми полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов РФ, а также Положения о Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 195-па от 06.08.2007, согласно которому Департамент обеспечивает организацию деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 8.53 Положения).
Между тем, признавая Департамент надлежащим ответчиком по заявленному иску, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и вынес решение без установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Применяя Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, суд не учел, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как является организацией работ по благоустройству территории населенного пункта.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
По сообщению администрации Лучегорского городского поселения от 9 марта 2017 года, несанкционированная свалка находится на земельном участке, собственность на который не разграничена, в этом случае распоряжение земельным участком, в том числе и его санитарное содержание в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района - администрации Пожарского муниципального района.
Поскольку судом не разрешен вопрос о разграничении полномочий между муниципальным районом и городским поселением по уборке территории населенного пункта, администрация Пожарского муниципального района не привлечена к участию в деле, не устанавливался пользователь земельного участка, а ликвидация несанкционированной свалки предполагает доступ на земельный участок, то суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены решения в апелляционном порядке с направлением дела на новое рассмотрение по правилам пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить лиц, обязанных ликвидировать несанкционированную свалку, и разрешить заявленные прокурором требования с учетом законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 14 декабря 2016 года отменить, административное исковое заявление прокурора Пожарского района Приморского края к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Лучегорского городского поселения о возложении обязанности направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.