Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Владивостока к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации г. Владивостока о возложении обязанностей по апелляционной жалобе и.о. директора Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 октября 2016 года, которым суд возложил на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках координат 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В (169 градусов Ю), возложил на администрацию г. Владивостока обязанность участвовать в организации обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов со свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках координат 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В (169 градусов Ю).
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителей Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Фадеева Е.А., Митусова И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей администрации г. Владивостока Портянкиной Е.В., Фадеевой Ю.А., мнение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе прокурорской проверки в точках координат 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В (169 градусов Ю) в районе ул. Десантная выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных (бытовых) отходов. В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, ссылался на то, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, просил возложить на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках координат 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В (169 градусов Ю) в районе ул. Десантная, возложить на администрацию г. Владивостока обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках координат 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В (169 градусов Ю).
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме с учетом уточненного иска.
Представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возражал против удовлетворения требований, предоставил письменные возражения, в соответствии с которыми истцом не доказана причастность Департамента к возникновению несанкционированной свалки, обязанность по ликвидации отходов должна быть возложена на их собственника, которым Департамент не является, решение вопросов о ликвидации несанкционированной свалки относится к компетенции администрации г. Владивостока.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, предоставил письменный отзыв в соответствии с которым, заявленные прокурором требования не относятся к компетенции администрации г. Владивостока.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе и.о. директора Департамента просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и возлагая на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, суд исходил из положений статьей 6, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции от 29.12.2014 N 458-ФЗ, которыми полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов РФ, а также Положения о Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 195-па от 06.08.2007, согласно которому Департамент разрабатывает региональную программу в области обращения с отходами, порядок сбора бытовых отходов, обеспечивает организацию деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункты 8.49-8.53 Положения).
Между тем, признавая Департамент надлежащим ответчиком, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и вынес решение без установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Применяя Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, суд не учел, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как является организацией работ по благоустройству территории.
В силу пунктов 1.2, 1.3 Постановления Администрации Приморского края от 15.06.2016 N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края" организация благоустройства территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования; организация работ по благоустройству территорий обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий и сооружений, если иное не установлено действующим законодательством, в том числе положениями настоящих Правил.
Из смысла названной нормы следует, что мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (очистка территорий) земельного участка отнесенного к землям, государственная собственность на которые не разграничена и находящегося в границах Владивостокского городского округа относятся к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования.
В силу пункта 2.1 Решения Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 264 "Об учреждении управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении дорог и благоустройства администрации города Владивостока" ликвидация несанкционированных свалок мусора в г. Владивостоке отнесена к компетенции Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока, которое является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ведет бюджетный учет, следовательно, может выступать стороной в публичном производстве.
Поскольку суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон подлежащий применению, им при рассмотрении дела не установлен правообладатель земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка и не проверено, кому принадлежат бытовые отходы.
В связи с этим нельзя признать обоснованным вывод о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Из информации Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на л.д. 28 следует, что земельный участок на котором расположена свалка бытовых отходов с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 53 секунды В в районе ул. Десантная, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и у земельного участка отсутствует правообладатель, однако рядом находящиеся земельные участки расположены в запретной зоне военного объекта Владивостокского лесничества Министерства Обороны и имеют специальный режим, в этой связи обстоятельством, имеющим значение для дела, является определение границ земельного участка, на котором расположена свалка бытовых отходов с целью установить пользователя земли.
Эти обстоятельства не были предметом обсуждения в судебном заседании.
Разрешив вопросы ликвидации несанкционированной свалки без привлечения к участию в деле уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования либо правообладателя земельного участка, суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены решения в апелляционном порядке с направлением дела на новое рассмотрение по правилам пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела, определить лиц, обязанных ликвидировать несанкционированную свалку, и разрешить заявленные прокурором требования с учетом законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 октября 2016 года отменить, административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Владивостока к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации г. Владивостока о возложении обязанности направить на новое рассмотрение в тот же суд
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.