Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Партизанского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Росинка", администрации Партизанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по организации прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками по апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 августа 2016 года, которым удовлетворен иск прокурора, на МДОУ "Детский сад "Росинка" возложена обязанность по организации прохождения обязательных медицинских осмотров 12 работников в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Партизанского муниципального района возложена обязанность по обеспечению финансирования на прохождение обязательных медицинский осмотров указанных работников в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Партизанского муниципального района возложена обязанность по организации прохождение обязательного медицинского осмотра заведующей МБДОУ "Детский сад "Росинка" Парыгиной Н.В. в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации Партизанского муниципального района Гордиенко А.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения помощника прокурора Приморского края Нишоновой Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ответчикам с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований статей 212, 213 ТК РФ, статьи 8, 9 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 двенадцать работников детского сада МБДОУ "Детский сад "Росинка", а также заведующая данным учреждением не прошли обязательный медицинский осмотр в связи с тем, что администрация Партизанского муниципального района не выделила учреждению финансовые средства на эти цели. Полагая, что ежегодный медицинский осмотр относится к обеспечению требований безопасных условий труда и охраны труда, а его финансирование является обязанностью Партизанского муниципального района, прокурор, уточнив исковые требования, просил возложить на МБДОУ "Детский сад "Росинка" обязанность организовать прохождение обязательных медицинских осмотров 12 работников в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Партизанского муниципального района обязанность обеспечить финансирование прохождения обязательных медицинский осмотров указанных работников в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Партизанского муниципального района обязанность организовать прохождение обязательного медицинского осмотра заведующей МБДОУ "Детский сад "Росинка" в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.
Представитель администрации Партизанского муниципального района возражал против иска, пояснил, что к полномочиям органа местного самоуправления относится организация общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного образования, в том числе государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предусматривающего требования к кадровым условиям реализации стандарта, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ. Проведение медицинских осмотров педагогических работников дошкольного образования является обязательным условием их работы, поэтому представитель полагает, что затраты на указанные цели должны быть включены в норматив затрат на реализацию образовательных программ, финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета Приморского края.
Представитель МБДОУ "Детский сад "Росинка" частично согласился с заявленными требованиями, полагает, что финансовым органом Партизанского района либо финансовым органом Приморского края учреждению должно быть выделено финансирование на вид расходов "медицинские осмотры". Поскольку целевые денежные средства на медицинские услуги не выделялись и не выделяются, получатель бюджетных средств не вправе использовать денежные средства, выделенные на подстатью 226 "прочие работы, услуги" не по целевому расходованию.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрации Партизанского муниципального района, в апелляционной жалобе представитель администрация просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм материального права. Считает, что поскольку оплата труда работников, обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ, а прохождение медосмотра является обязательным условием их работы, то прохождение медицинского осмотра этих работников должно также осуществляться за счет средств бюджета Приморского края. Отнесение указанных расходов на счет учредителя не основано на законе.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Росинка" Партизанского муниципального района является некоммерческим учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 1.1, 1.2. Устава).
Раздел 9 Устава МБДОУ "Детский сад "Росинка" предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется Учредителем (пункт 1.4 Устава) на основании бюджетной сметы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, с учетом особенностей, установленных действующим законодательством РФ.
Судом установлено, что в 2015-2016 годах 12 работников детского сада "Росинка" и заведующая не проходили медицинские осмотры: З.О.Н., А.Г.П., В.Е.В., З.О.Ю., М.Л.Н., М.Л.В., Ш.Т.П., Н.Н.И., Б.О.Н., Ким С.Г., Н.Л.Н., Р.А.О., заведующая П.Н.В.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд правильно исходил из положений абзаца 10 части 2 статьи 212 ТК РФ, согласно которому работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров.
В силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" работы в образовательных организациях всех типов и видов предусматривают обязательные, один раз в год, медицинские осмотры.
Пунктом 9 части 1 статьи 48 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункты 1, 3 статьи 9).
Положениями статьи 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В пункте 1 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией, как учредителем дошкольного образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в полномочия администрации Партизанского муниципального района не входит осуществление вышеуказанного действия, поскольку прохождение медосмотра относится к понятию обеспечения оплаты труда работников, участвующих в реализации федеральной программы, и должно осуществляться за счет средств бюджета Приморского края, не могут быть признаны обоснованными.
В пункте 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приведено понятие периодического медицинского осмотра - это осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Из анализа перечисленных норм следует, что проведение медосмотра сотрудников дошкольного учреждения отнесено к обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в связи с чем, его проведение своевременно должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Ссылки представителя администрации Партизанского муниципального района на то, что администрация является работодателем только для заведующей учреждением и не является работодателем для других работников, не исключает обязанности органа местного самоуправления обеспечивать прохождение медосмотра работниками муниципального бюджетного учреждения.
В трудовых договорах работников детского сада "Росинка" в качестве работодателя выступает МБДОУ "Детский сад "Росинка", однако в силу Устава учреждения, финансовое обеспечение его деятельности (пункт 9.1. Устава) осуществляет учредитель, следовательно, обязанности работодателя, возлагаются на учредителя МБДОУ "Детский сад "Росинка" - администрацию Партизанского муниципального района Приморского края.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Партизанского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.