Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.
судей Говорова С.И. и Лиджиева С.В.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Баджаевой Г".." В".." в интересах Баджаевой Д".." В".." к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Додгаева Д.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., объяснения представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаева Д.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Баджаевой Г.В. и представителя истца Баджаевой Л.С., судебная коллегия
установила:
Баджаева Г.В. обратилась в интересах Баджаевой Д.В. в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она с семьей состоит в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Ее дочь Бадмаева Д.В., ".." г.р. является ребенком "..", страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378 (код ".."). До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просила обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить ей и членам ее семьи по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда в размере по ".." кв.м. общей площади на человека с учётом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
В судебном заседании истец Баджаева Г.В. исковые требования уточнила, просила предоставить Баджаевой Д.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее ".." кв.м. с учётом права на дополнительную площадь.
Представители истца Баджаева Л.С. и Сергеева Т.В. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Манжиков Б.В. возражал против удовлетворения иска, просил в удовлетворении требований отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2016 г. исковые требования Баджаевой Гиляны Владиславовны в интересах Баджаевой Дельгиры Викторовны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Баджаевой Дельгире Викторовне вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учётом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Д.Л. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на отсутствие правовых оснований предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Баджаева Д.В. не относится к категории лиц, которым предоставляется жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма, перечисленных в Законе РК "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений". Указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка обращения в суд, поскольку истец не обращалась в уполномоченный государственный орган за предоставлением жилого помещения. Из Администрации г. Элисты в адрес Министерства не поступал Список лиц, имеющих право на получение жилья государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Возлагая на Министерство обязанность по предоставлению жилья, суд своим решением фактически подменил собой орган местного самоуправления в лице Администрации г. Элисты и орган исполнительной власти Республики Калмыкия в лице Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, что нарушает конституционный принцип разделения властей.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что Баджаева Д.В. является ребенком-инвалидом в силу заболевания, входящего в Перечень тяжких форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В силу указанного она имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма вне очереди из государственного жилищного фонда общей площадью не менее ".." кв.м. с учетом дополнительной жилой площади.
С данным выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального закона.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со статьей 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами.
Подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 17 Федерального закона).
В силу пунктов 1, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных правоотношений" от 3 ноября 2011 года, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма и не содержат нормативных положений, устанавливающих условия признания их нуждающимися в жилье вне зависимости от имущественного положения, то его право, на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Из смысла приведенных положений законов в их взаимосвязи следует, что установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 12 мая 2015 года N185 на Министерство социального развития, труда и занятости возложены полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Положением о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 г. N 527 (в ред. от 12 мая 2015 г. N 185), установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, труда и занятости населения (пункт 1); предоставляет жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 7.1.26).
С учетом изложенного, довод жалобы об отсутствии правовых оснований предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия несостоятелен.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378, от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь.
Решением N8 Элистинского городского Собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина.
Судом установлено, что Баджаева Д.В., ".."года рождения, является ребенком инвалидом, страдает хроническим заболеванием (код ".."), входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Из материалов дела видно, что дочь истца Баджаевой Г.В. - Баджаева Д.В. не имеет собственного жилья, зарегистрирована и проживает по адресу: "..". В указанной квартире, помимо Баджаевой Д.В., зарегистрировано ".." человек. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет какое-либо иное постоянное место жительство, иное жилое помещение, занимаемое им по договору социального найма или принадлежащее на праве собственности, в материалах дела не имеется, и ответчиком таких доказательств не представлено. С 2012 года Баджаева Д.В. признана в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма по нескольким основаниям: как малоимущая, так и по болезни (постановления Мэрии г. Элисты от ".."г. N ".." и от ".."г. N "..").
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Баджаевой Д.В. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ".." кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь из государственного жилищного фонда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильно примененных нормах материального и процессуального права.
Довод жалобы о том, что истец не обращалась в уполномоченный орган за предоставлением жилого помещения опровергается письмом Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от ".."г. N ".." (л.д. ".."-"..").
Ненаправление администрацией г. Элисты утвержденного списка очередников на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, на что указывается в жалобе, не может служить основанием для освобождения указанного уполномоченного органа от обязанности по обеспечению Баджаевой Д.В. жилым помещением, право на которое она имеет в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.И. Говоров
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.