Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Васляева В.С. и Литовкина В.В.,
при секретаре Иванове С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Очирова Г.Э., Очировой В.О. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в лице Кетченеровского межмуниципального отдела о признании недействительным отказа в государственной регистрации по апелляционной жалобе начальника Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Мукаева Б.В. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Очиров Г.Э. и Очирова В.О. обратились в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что на основании решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 августа 2013 г. они включены в список граждан, имеющих право на получений земельных долей в Кегультинском сельском муниципальном образовании Кетченеровского района Республики Калмыкия (далее - Кегультинское СМО). Решением внутрихозяйственной комиссии от 18 ноября 2015 г. на территории Кегультинского СМО в общую долевую собственность им выделен земельный участок, общей площадью ... га, в том числе пастбищ ... га, расположенный в ... Постановлением администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Кетченеровское РМО РК) N120 от 18 мая 2016 г. им предоставлен в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью ... га. При обращении в Кетченеровский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управление Росреестра по Республике Калмыкия) им отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности по тем основаниям, что согласно Закону Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 г. N165-V-З "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" признаны утратившими силу п. 3 и 4 ст. 5 Закона, устанавливающие перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли. С указанным отказом не согласны, так как они числятся в Списке граждан, имеющих право на получение земельных долей в Кегультинском СМО, по решению суда. Истцы просили признать недействительным отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью ... га, расположенный ... ; обязать администрацию Кетченеровского РМО РК предоставить им в общую долевую собственность спорный земельный участок; обязать Кетченеровский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Калмыкия зарегистрировать право общей долевой собственности на указанный земельный участок.
В судебном заседании административные истцы Очиров Г.Э. и Очирова В.С. заявили ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, сославшись на уважительность причин его пропуска. Административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика - начальник Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Калмыкия Мукаев Б.В. не возражал против удовлетворения ходатайства административных истцов о восстановлении срока для обращения в суд. В иске просил отказать в связи отсутствием на момент издания постановления норм, регулирующих перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и определяющих порядок определения размера земельной доли.
Представитель административного ответчика - администрации Кетченеровского РМО РК Дошкатаев М.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, указал на отсутствие возражений по заявленным требованиям.
Представитель внутрихозяйственной комиссии по распределению земельных долей Кегультинского СМО в суд не явился.
Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело отсутствие не явившихся лиц.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г. административное исковое заявление Очирова Г.Э., Очировой В.О. удовлетворено в части. Признан недействительным отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... га, расположенный ... На Кетченеровский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия возложена обязанность зарегистрировать право общей долевой собственности Очирова Г.Э. и Очировой В.О. на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... га, расположенный ...
В апелляционной жалобе начальник Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Калмыкия Мукаев Б.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в связи с утратой силы абз. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", предусматривающих возможность установления законом субъектов РФ категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и определяющих порядок определения размера земельной доли, предоставленное в качестве правоустанавливающего документа постановление администрации Кетченеровского районного муниципального образовании Республики Калмыкия от 18 мая 2016 г. не соответствует требования законодательства.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
При этом в силу п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 20 вышеупомянутого Федерального закона предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав. В частности в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 3 ст. 20 Федерального закона).
Судом первой инстанции установлено, что Очиров Г.Э. и Очирова В.О. обратились в Кетченеровский отдел Управления Росреестра по Республике Калмыкия с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... га, расположенный ...
18 июля 2016 г. Кетченеровским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Республике Калмыкия административным истцам сообщено об отказе в государственной регистрации по тем основаниям, что в связи с утратой силы абз. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", предусматривающих возможность установления законом субъектов РФ категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли, правовых оснований для государственной регистрации права общей долевой собственности Очирова Г.Э. и Очировой В.О. на спорный земельный участок не имеется.
Удовлетворяя административные исковые требования Очирова Г.Э. и Очировой В.О. и признавая отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что на момент включения административных истцов в Список лиц, имеющих право на получение земельных долей в Кегультинском СМО, действовали нормы закона, регулирующие порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное получение земельной доли, в связи с чем административные истцы не могут быть лишены ранее приобретенного права на получение земельной доли.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Пунктом 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Абзацами 1, 2, 3, 5 п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N177-IV-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", действовавшими до 7 января 2016 г., определены категории граждан, имеющие право на бесплатное получение земельной доли.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. N 178 утвержден Порядок оформления прав граждан на земельные доли, действовавший до 24 февраля 2016 года, согласно п. 6 которого внутрихозяйственная комиссия организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составляет (уточняет) списки граждан, имеющих право на получение земельных долей, определяет размеры земельных долей, рассматривает обращения граждан по вопросам оформления прав на земельные доли.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 августа 2013 г. на внутрихозяйственную комиссию по распределению земельных долей Кегультинского СМО возложена обязанность включить Очирова Г.Э. и Очирову В.О. в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных долей в Кегультинском СМО.
Из протокола заседания внутрихозяйственной комиссии Кегультинского СМО от 18 ноября 2015 г. N 7 и приложений к нему следует, что Очирову Г.Э. и Очировой В.О. на территории Кегультинского СМО выделен в общую долевую собственность земельный участок; определена его площадь ( ... га) и местоположение. Принято решение об обращении в администрацию Кетченеровского РМО РК с ходатайством о выделении земельных участков в общую долевую собственность граждан (2 доли).
Постановлением администрации Кетченеровского РМО РК от 18 мая 2016 г. N 120 Очирову Г.Э. и Очировой В.О. предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в фонде перераспределения земель Кетченеровского района в границах Кегультинского СМО в общую долевую собственность для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером ... , расположенный ... , общей площадью ... га, в том числе пастбищ ... га с долей каждого от общей площади - 1/2.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что на момент включения административных истцов в Список лиц, имеющих право на получение земельных долей в Кегультинском СМО и определения размера земельных долей, действовали нормы закона, определяющие категории граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли.
Постановлением администрации Кетченеровского РМО РК N 120 от 18 мая 2016 г. не решался вопрос об отнесении административных истцов к категории граждан, имеющих право на получение земельной доли, не определялись размеры земельных долей, оно было издано уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и при наличии имеющихся к тому оснований.
В связи с указанным является необоснованным довод жалобы о том, что предоставленное в качестве правоустанавливающего документа постановление администрации Кетченеровского РМО РК не соответствует требования действующего законодательства.
Поскольку иных оснований для отказа в государственной регистрации права в оспариваемых решениях административного ответчика не приведено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании их незаконными и возложил на Кетченеровский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Калмыкия обязанность зарегистрировать право общей долевой собственности Очирова Г.Э. и Очировой В.О. на земельный участок.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.