Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Литовкина В.В.,
при секретаре Убушиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илюмжиновой Т.В. об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества равной его рыночной стоимости,
установил:
Илюмжинова Т.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником торгового центра с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определенная в соответствии с приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия", составляет 40884939,79 руб. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, Илюмжинова Т.В. обратилась за проведением оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. Согласно отчету независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости торгового центра составила 18900000 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости торгового центра его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого в соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость торгового центра по состоянию на 21 ноября 2011 г. в размере, равном его рыночной стоимости - 18900000 руб.
В судебное заседание административный истец Илюмжинова Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ее представитель Шовунов Е.В. заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Представители административных ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1. ст. 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 3 Решения Элистинского городского собрания от 26 ноября 2015 г. N 4 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Элисты" налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 данного решения налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие с 1 января 2016 г. на территории г. Элисты.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости ст. 24.18 Федерального закона предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Илюмжинова Т.В. является собственником торгового центра с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 декабря 2016 г. N ...
Кадастровая стоимость торгового центра, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр, составляет 40884939,79 руб., о чём свидетельствует кадастровая справка филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия. Дата определения кадастровой стоимости - 28 февраля 2013 г. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 28 февраля 2013 г.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, Илюмжинова Т.В. обратилась к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости торгового центра. Согласно отчету N ... от 9 января 2017 г., составленному независимым оценщиком Сорокиным М.А. (включен в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 г. под регистрационным N 004691, свидетельство N0017663 от 25 мая 2014 г.), рыночная стоимость торгового центра с кадастровым номером ... без учёта стоимости занимаемого земельного участка по состоянию на 21 ноября 2011 г. составляет 18900000 руб.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23 января 2017 г.
Изучив отчет об оценке и положительное экспертное заключение на него, суд приходит к выводу, что представленный Илюмжиновой Т.В. отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно отчету N ... об определении рыночной стоимости торгового центра его рыночная стоимость в размере 18900000 руб. установлена по состоянию на 21 ноября 2011 г., то есть на дату формирования перечня объектов недвижимости Республики Калмыкия, в отношении которых вышеназванным приказом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации утверждены результаты кадастровой стоимости.
Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости г. Элисты и Республики Калмыкия.
В рамках анализа наиболее эффективного использования оцениваемого недвижимого имущества оценщик сделал вывод о том, что данный объект надлежит максимально экономически эффективно использовать в качестве объекта недвижимости в соответствии с его фактическим использованием: нежилое помещение под торговый центр.
Для определения рыночной стоимости объекта оценки использован затратный подход, в его рамках выбран метод сравнительных единиц. В отчете также изложено обоснование невозможности использования сравнительного и доходного подходов.
В разделе 6 отчета приведен расчет рыночной стоимости объекта оценки, в ходе которого определены затраты на замещение/создание объекта, износ объекта оценки, корректирующий коэффициент на соответствие аналога объектам оценки, коэффициент предпринимательской прибыли. Поскольку объектом оценки является объект капитального строительства, рыночная стоимость прав собственности на земельный участок не рассчитывалась.
При расчете использовались поправки как в абсолютном выражении, так и в виде корректирующих коэффициентов.
На отчет об определении рыночной стоимости торгового центра имеется положительное экспертное заключение, которое соответствует требованиям ст. 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Отчет об определении рыночной стоимости проверен экспертом, в том числе, на соответствие требованиям ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
По мнению эксперта, отчет об оценке N ... от 9 января 2017 г. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и заданию на оценку, сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта признаны обоснованными.
В силу ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Основания для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости у суда отсутствуют.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества не представлены.
С учетом изложенного, суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчете N ... от 9 января 2017 г. об определении рыночной стоимости торгового центра, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этому размеру.
Согласно положениям абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд (в данном случае 30 января 2017 г.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Илюмжиновой Татьяны Владимировны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость торгового центра с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости - 18900000 (восемнадцать миллионов девятьсот тысяч) руб. по состоянию на 21 ноября 2011 г., на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 января 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.