Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Джиоева П.Г.,
судей Калюженко Ж.Э. и Темираева Э.В.,
при секретаре Калоевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.О.А. к МВД по Республике Северная Осетия-Алания, Центру финансового обеспечения, отделу пенсионного обслуживания о восстановлении и признании незаконным отказа государственного органа в зачете выслуги лет в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе Б.О.А. на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2016г., которым постановлено:
Исковые требования Б.О.А. о признании незаконным действие (бездействие), решения - отказа начальника Центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания об исчислении выслуги лет в льготном исчислении на основании приказов заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания ... от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... ; обязании ответчика - Министерства внутренних дел по ... -Алания восстановить пенсионные права Б.О.А. и произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии истцу Б.О.А. с учетом расчета выслуги лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца службы на основании приказов заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания ... от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В., объяснения Б.О.А., его представителя по п.6 ст.53 ГПК РФ - К.Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МВД по РСО-Алания - Б.Л.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
Б.О.А. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Северная Осетия-Алания, в котором просил: признать незаконным решение об отказе начальника Центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания в льготном исчислении выслуги лет на основании приказов заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания ... от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... ; обязать ответчика - Министерство внутренних дел по ... -Алания восстановить пенсионные права Б.О.А. и произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии истцу Б.О.А. в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца службы на основании вышеназванных приказов заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания.
В обоснование предъявленных требований истец указал, что начальник ОК и BP ФКГУ "1 отряд ФПС по Республике Северная Осетия-Алания" в его интересах обратился к ответчику для исчисления выслуги лет и назначения пенсии из расчёта один месяц службы за три месяца за период службы истца и исполнения им обязанностей по службе на тех территориях, где было введено чрезвычайное положение.
Письмом от ... исх.61/1556 Отдел пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения МВД по Республике Северная Осетия-Алания отказал ему в расчёте выслуги лет в льготном исчислении, так как, период фактического участия Б.О.А. в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года за время его службы в МВД по Республике Северная Осетия-Алания должен определяться приказами МВД по Республике Северная Осетия-Алания, а не приказами УГПС МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.
Считает отказ ответчика в исчислении ему льготной выслуги лет для начисления пенсии незаконным и необоснованным, противоречащим основным принципам действующего законодательства.
В судебном заседаний истец Б.О.А. и его представитель - К.Д.А. исковые требования поддержали и просили заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца также пояснил, что необходимость производства расчёта выслуги лет истца, для начисления пенсии из расчёта один месяц службы за три месяца службы установлена приказами заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания ... от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... , ... л/с от ... Данные приказы никем не отменены и не изменены и, следовательно, расчёт выслуги лет для начисления пенсии должен быть произведен в соответствии с ними. Ссылки ответчика на пункта 2 приказа МВД России от ... считает несостоятельными, так как данный приказ отсутствует в свободном доступе. Кроме того, данный приказ в отношении истца не исполнен Министром внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, истцу не определено время фактического выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Соответственно отказ ответчика и по этому основанию следует признать незаконным и необоснованным и подлежащим отмене.
Представитель МВД по Республике Северная Осетия-Алания Б.Л.В. в судебном заседании исковые требования Б.О.А. не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях и просила в иске отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УГПС МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ и ... постановилпо делу указанное выше решение, с которым не согласился Б.О.А.
В апелляционной жалобе Б.О.А., просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Возражения на апелляционную жалобу в письменном виде не поступали.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленное судебное решение полностью соответствует.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994г. N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года" на базе Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введенном в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики", был образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года. Председателю данного комитета было предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996г. N1276 исключительное право по привлечению воинских частей, соединений и подразделений органов Министерства внутренних дел РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах передано полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия.
Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что Б.О.А. проходил службу в УГПС МВД Республики Северная Осетия-Алания с 18 марта 1997 года по 15 ноября 2003 года.
УГПС МВД Республики Северная Осетия-Алания на основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 годаN1309 переименовано в УГПС МЧС России Республики Северная Осетия-Алания с 01 января 2002 года.
Приказом ГУ МЧС Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от ... -нс Б.О.А. уволен по сокращению штатов. Выслуга лет истцу определена в календарном исчислении - 22 года 08 месяцев 18 дней; в льготном исчислении - 30 лет 07 месяцев 04 дня.
Приказами заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания истцу в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы засчитаны периоды с 18 марта 1997 года по 29 ноября 1997 года, с 01 января 1998 года по 20 ноября 1998 года, с 01 января 1999 года по 20 ноября 1999 года, с 01 января 2000 года по 20 ноября 2000 года, с 01 января 2001 года по 01 августа 2001, с 01 августа 2001 года по 31 августа 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 30 сентября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 01 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года.
... был возвращен направленный в ОПО ЦФО МВД по Республике Северная Осетия-Алания материал для начисления пенсии Б.О.А. с указанием на то, что период фактического участия Б.О.А. в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года за время его службы в составе МВД по Республике Северная Осетия-Алания должен быть определен приказами МВД по Республике Северная Осетия-Алания, а не приказами МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.
Периоды фактического участия истца в выполнении названных задач приказами МВД по Республике Северная Осетия-Алания определены не были.
Таким образом, суд первой инстанции, по мнению Судебной коллегии, пришел к правильному выводу о том, что само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод истца о том, что вступившим в законную cилу решением Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от ... установлено, что выслуга лет в льготном исчислении ему была определена на основании Приказа МВД Республики Северная Осетия-Алания от ... л/с и ему присуждены к выплате денежные компенсации за участие в выполнении задач по ликвидации последствий вооруженного конфликта, а также то, что истец нес службу на территории Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, где было объявлено чрезвычайное положение, суд первой инстанции правильно счел несостоятельным, поскольку из данного решения не следует, что рассматривался вопрос о льготном исчислении истцу выслуги лет.
Кроме того, приказом МВД Российской Федерации от ... отменены все ранее изданные приказы "О дополнительных льготах и компенсациях за период выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта", в том числе и приказ МВД Республики Северная Осетия-Алания от ... л/ ... внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания предписано персонально и аргументировано для каждого сотрудника определить периоды фактического участия в выполнении названных задач.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Б.О.А. не представил в суд доказательств участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года в оспариваемый период, соответственно, как указал суд первой инстанции, не имеет права на получение дополнительных выплат и предоставление дополнительных льгот и отказ ОПО ЦФО МВД по Республике Северная Осетия-Алания в льготном исчислении стажа службы Б.О.А. для назначения пенсии правомерен.
При таких обстоятельствах, как полагает Судебная коллегия, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и толкование закона, что не свидетельствует о неправильности решения. Жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Джиоев П.Г.
судьи Калюженко Ж.Э.
Темираев Э.В.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания Коваленко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.