Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Ю.П. при секретаре судебного заседания Пинясовой К.Ю,, рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу генерального директора ОАО "Авиалинии Мордовии" Бермана М.Л. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г.,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г. ОАО "Авиалинии Мордовии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере восемьдесят пять тысяч рублей.
В жалобе генеральный директор ОАО "Авиалинии Мордовии" Берман М.Л. просил указанное решение судьи отменить, ссылаясь на то, что: в деянии общества отсутствует состав указанного административного правонарушения, поскольку лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), выданная на срок до 06 февраля 2013 г., в силу Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) действуют бессрочно; трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение этого правонарушения истёк, так как 01 июля 2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия было направлено уведомление о необходимости переоформления лицензии, следовательно, с этого момента правонарушение было обнаружено.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиалинии Мордовии" Костров С.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании свидетель Дураева О.Г. показала, что постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 278 установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), в связи с этим имеющаяся у ОАО "Авиалинии Мордовии" лицензия подлежит дополнению видами работ, которые выполняются в составе работ по эксплуатации указанных источников.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 20 сентября по 21 октября 2016 г. Рузаевской транспортной прокуратурой с целью проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности в ОАО "Авиалинии Мордовии" была проведена проверка, в ходе которой был выявлен факт нарушения законодательства о лицензировании.
Информация по данному факту была доведена до Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 11 ноября 2016 г. N 001053.
Согласно этому протоколу ОАО "Авиалинии Мордовии" эксплуатирует две рентгенотелевизионные системы досмотра СХ6040ВI и одну - Rapiscan-622 без санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая ОАО "Авиалинии Мордовии" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол по делу об административном правонарушении от 11 ноября 2016 г.; письменное сообщение ОАО "Авиалинии Мордовии" от 14 октября 2016 г., направленное Рузаевскому транспортному прокурору по факту эксплуатации юридическим лицом рентгенотелевизионных систем досмотра; справку о результатах проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, проведённой Рузаевской транспортной прокуратурой в период с 20 сентября по 21 октября 2016 г.; информацию прокурора Рузаевской транспортной прокуратуры о выявленных нарушениях законодательства о лицензировании, направленной 27 октября 2016 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия; лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) от 06 февраля 2008 г. N 13.01.04.002 Л - 000004.02.08, в которой указан вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида: выполнение работ по эксплуатации ИИИ, и срок действия лицензии до 06 февраля 2013 г.; паспорта рентгенотелевизионной системы досмотра; акты приёмки в эксплуатацию рентгенотелевизионной системы досмотра и другие материалами дела.
Данный вывод судьи районного суда не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии пунктом 39 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно частям 3 и 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истёк до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьёй, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Следовательно, по смыслу части 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ ранее выданные лицензии действуют бессрочно и подлежат переоформлению только в трёх случаях:
1) когда изменилось наименование вида лицензионной деятельности;
2) когда в лицензии не указаны виды работ, услуг;
3) когда на основании нормативных правовых актов изменился перечень работ, услуг, указанных в лицензии.
Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 278.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1,3, 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что при намерении выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в лицензии, лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает эти новые работы (новые услуги),
Из смысла данных правовых норм, следует, что виды работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, определяется соискателем лицензии, при этом перечень этих работ (услуг) определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
Приложением предусмотрен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), который включает в себя:
1) проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2) конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
3) производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
4) размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
5) эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
6) техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
7) хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
8) утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
9) проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
10) конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
11) изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
12) эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Как видно из материалов дела, ОАО "Авиалинии Мордовии" выдана лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с указанием вида работ, выполняемых в составе лицензируемого вида: выполнение работ по эксплуатации ИИИ.
Согласно сообщению Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 30 марта 2017 г. N 03/1895-07-17-17 имеющаяся у ОАО "Авиалинии Мордовии" лицензия с учётом приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 278 подлежит переоформлению путём указания в ней следующих видов работ: размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Однако, наименование вида деятельности, указанной в имеющейся у ОАО "Авиалинии Мордовии" лицензии, не изменилось в связи с принятием Закона N 99-ФЗ.
Наименование вида работ, указанных в данной лицензии, в связи с принятием Положения о лицензировании названного вида также не изменилось.
Положение о лицензировании названного вида деятельности не предусматривает какого-либо изменения состава работ, связанных с эксплуатацией источников ионизирующего излучения (генерирующих), а также не предусматривает обязанности по выполнению иных указанных в приложении видов работ при выполнении работ по эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих).
При таких обстоятельствах, следует, что ОАО "Авиалинии Мордовии" осуществляет деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на основании бессрочной лицензии, которая не подлежит обязательному переоформлению, поэтому в его действиях отсутствует состав названного выше административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, постановление судьи подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу генерального директора открытого акционерного общества "Авиалинии Мордовии" Бермана М.Л. удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г., вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Авиалинии Мордовии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.