Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рахимкуловой Н.Р.,
судей коллегии Реутовой Ю.В., Бреевой С.С.,
при секретаре Перепёлкиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Банченко А.И. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2017 года, в редакции определения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа об исправлении описки от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
ИскБанченко А.И. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании неправомерным отказа в принятии рапортов (заявлений) и документов с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказа в пересмотре порядка очередности, возложении обязанности по восстановлению нарушенного права - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Банченко А.И. обратился в суд с иском к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по ЯНАО о признании неправомерными отказа в принятии рапортов (заявлений) и документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отказа в пересмотре порядка очередности, о возложении обязанности по восстановлению нарушенного права.
В обоснование иска указал, что в соответствии с положениями федерального законодательства, регламентирующими предоставление социальных гарантий сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, он, с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, направил ответчику соответствующий рапорт от 14 ноября 2013 года и в дополнение к нему рапорт (заявление) от 25 ноября 2013 года, с приложением всех необходимых документов.
Ранняя подача им документов до даты начала фактической работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - была произведена им в целях постановки на учет в первый день работы этой комиссии (то есть, в первоочередном порядке), а также обоснована его нахождением в отпуске и необходимостью выезда из г.Салехард. По выходу из отпуска 20 декабря 2013 года он получил отказ в принятии заявления и прилагаемых к нему документов, датированный 5 декабря 2013 года, по тем основаниям, что предоставленные копии документов не заверены должным образом и не могут быть приняты секретарем комиссии. Полагал данный отказ неправомерным, поскольку ответчиком не были предприняты своевременные меры по реализации поручения заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части своевременного создания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единой социальной выплаты, в связи с чем, соответствующая комиссия была создана лишь 29 ноября 2013 года и начала свою работу 2 декабря 2013 года, когда он находился за пределами города в отпуске. Кроме того, представленный им комплект документов был исчерпывающим и достаточным для постановки его на соответствующий учет, копии названных документов с одновременным предъявлением оригиналов были сданы в канцелярию ответчика, как единственное структурное подразделение, выполняющее функции организации и ведения официального документооборота, и должны были быть заверены в установленном законом порядке принявшей их секретарем-машинисткой ФГКУ "5 ОФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу", чего сделано не было. В связи с чем, он был вынужден позже повторно обратиться с тем же комплектом документов и предъявлением их оригиналов, после чего решением комиссии от 13 марта 2014 года был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с 26 декабря 2013 года. Однако, в удовлетворении рапорта с просьбой поручить жилищной комиссии осуществить его постановку на учет для получения единой социальной выплаты со 2 декабря 2013 года с внесением соответствующих изменений в учетные документы и личное дело, а также учесть новую очередность при назначении выплат, ему было неправомерно отказано по тем основаниям, что приказ МЧС России от 09 сентября 2013 года N 594 "Об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" вступил в действие с 1 декабря 2013 года. Полагал отсутствие утвержденного МЧС России порядка формирования и работы соответствующих Комиссий на момент подачи им в адрес ответчика рапортов незаконным, как и данное основание для отказа в постановке на учет для получения единой социальной выплаты с момента первоначального обращения, поскольку постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 МЧС России было поручено утвердить порядок формирования и работы Комиссий в трехмесячный срок.
В судебном заседании Банченко А.И. на удовлетворении иска настаивал. Пояснил, что в настоящее время состоит в очереди на получение единовременной социальной выплатыс 26 декабря 2013 года под N 19.
Представители Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по ЯНАОАнуфриев А.Л., Балякина Е.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого в редакции определения суда об исправлении описки, изложена выше.
Не соглашаясь с вынесенным по делу решением, в апелляционной жалобе Банченко А.И. просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, ранее изложенные в иске и приведенные в ходе разбирательства дела судом первой инстанции. Ссылается на то, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" не предусмотрено такого основания для отказа в постановке на учет для получения единой социальной выплаты, как отсутствие утвержденного МЧС России порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты. Кроме того, утверждение МЧС России названного Порядка и создание ответчиком соответствующей территориальной комиссии по истечении установленного Правительством РФ трехмесячного срока не может ограничивать его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты первоначального обращения. Также полагает, что отсутствие заверенных копий документов является формальным основанием для отказа ему в принятии рапортов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Также приводит иные доводы, оспаривая выводы суда и настаивая, что действиями ответчика нарушены его права.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по ЯНАО полагает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё по правилам названной нормы, заслушав Багченко А.И., представителя ответчика Ануфриева Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из собранных по делу материалов, Банченко А.И. состоит в должности начальника отдела организации оперативной службы ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО" в звании майора внутренней службы.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона установлено право сотрудников, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 6 названной нормы порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Кроме того, настоящим постановлением Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе предписано утвердить в 3-месячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с вышеуказанным постановлением приказом МЧС России от 9 сентября 2013 года N 594 утвержден Порядок формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Во исполнение настоящего приказа 15 ноября 2013 года заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Вороновым С.И. дано поручение начальникам Главных управлений МЧС России по субъектам РФ о создании комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в срок до 1 декабря 2013 года.
29 ноября 2013 года приказом ГУ МЧС России по ЯНАО N 469 утвержден состав комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в Главном управлении МЧС России по ЯНАО, а также утверждено положение о работе Комиссии. Настоящий приказ вступил в силу с 1 декабря 2013 года.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что Банченко А.И. обратился в адрес ГУ МЧС России по ЯНАО с рапортами по вопросу постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения 14 и 25 ноября 2013 года, то есть, до момента утверждения и фактического начала деятельности в Главном управлении МЧС России по ЯНАО комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам настоящей социальной выплаты.
Рапорты истца и приложенные к ним документы были приняты и зарегистрированы секретарем-машинистом ФГКУ "5 ОФПС по ЯНАО" датами их подачи и впоследствии возвращены истцу сопроводительным письмом от 5 декабря 2013 года как не соответствующие требованиям пункта 6 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ".
Как следует из пункта 6 настоящих Правил, копии документов, необходимых для постановки на учет с целью получения единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет.
В силу пункта 11 "Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", принятие и регистрация заявлений сотрудников о постановке на учет для получения социальной выплаты и прилагаемых к ним документов осуществляется секретарем соответствующей Комиссии.
Отклоняя доводы истца о том, что при передаче копий документов секретарю-машинисту ФГКУ "5 ОФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу" Овсянниковой Е.В. предоставлялись и их оригиналы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанный сотрудник, не являясь секретарем комиссии по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты, не была наделена правом на сличение с оригиналом и заверение представленных истцом копий, при том, что непосредственно комиссия была создана и приступила к работе лишь в декабре 2013 года.
Как установлено судом, при повторном обращении Банченко А.И. 26 декабря 2013 года с заявлением и заверенными надлежащим образом документами, его заявление и документы были зарегистрированы в соответствующем Журнале с выдачей справки о приеме заявления и документов, необходимых для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии от 13 марта 2014 года N 2 Банченко А.И. совместно с проживающими с ним членами семьи принят на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения по дате подачи заявления - 26 декабря 2013 года под N 19.
Обращаясь впоследствии с рапортом о поручении Единой Жилищной Комиссии ГУ МЧС России по ЯНАО осуществить его постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты 1 декабря 2013 года (25 ноября 2013 года), Банченко А.И. просил внести соответствующие изменения в "Журнал регистрации заявлений и документов, представленных сотрудниками (гражданами) для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", "Книгу учета сотрудников (граждан), поставленных на учет (снятых с учета) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" и учетное дело, в "Сводный список сотрудников (граждан) для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ЯНАО" и личное дело, а также установить новую очередность при назначении ему единовременной социальной выплаты.
По результатам рассмотрения рапорта, решением Единой Жилищной Комиссии ГУ МЧС России по ЯНАО от 16 ноября 2016 года Банченко А.И. в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что первоначальные рапорты и документы от 25 ноября 2013 года были поданы им до создания соответствующей комиссии, в связи с чем, не могли быть проверены и приняты уполномоченным на то лицом, а после создания 1 декабря 2013 года комиссии при проверке этих документов было установлено, что их копии в нарушение требований пункта 6 Правил, в установленном порядке не заверены и оригиналы документов не предъявлены, в связи с чем, документы возвращены Банченко А.И. без рассмотрения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным названного решения Единой Жилищной Комиссии ГУ МЧС России по ЯНАО от 16 ноября 2016 года.
При разрешении спора судом первой инстанции были в достаточном объеме определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
Апелляционная жалоба не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Суда ЯНАО (подпись) Н.Р. Рахимкулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.