Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Рахимкуловой Н.Р.,
судей коллегии Реутовой Ю.В., Кравцовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Перепёлкиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Лысенко Д.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в приёме на службу в органы внутренних дел Лысенко Д.А..
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу принять на службу в органы внутренних дел Лысенко Д.А. и заключить с ним контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысенко Д.А. обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел, заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел с 1 июня 2016 года, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула с 1 июня 2016 года по день восстановлении на службе, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в Управлении Федеральной службы России по ЯНАО по контролю за оборотом наркотиков с августа 2011 года в должности оперуполномоченного 2 отделения Новоуренгойского МРО Управления ФСКН России по ЯНАО. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Им был подан рапорт на имя руководителя УФСКН России по ЯНАО об увольнении из органов наркоконтроля в порядке перевода в другой государственный орган и рапорт на имя руководителя УМВД России по ЯНАО о приеме на службу в органы внутренних дел, в связи с упразднением органов наркоконтроля. Приказом УФСКН России по ЯНАО он был уволен со службы 31 мая 2016 года по названному основанию. Однако в принятии на службу в органы внутренних дел ему отказано. Полагает, что он должен был переведен на службу в органы внутренних дел без переаттестации и испытательного срока, никаких ограничений в приёме его на службу в органы внутренних дел не имелось. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Лысенко Д.А. выражает несогласие с решением суда в части отказа ему в удовлетворении исковых требований. Указывая на то, что прием на службу в органы внутренних дел для сотрудников органов наркоконтроля должен осуществляться в порядке перевода, настаивает на своём требовании о возложении на ответчика обязанности принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации с 1 июня 2016 года, и заключении с ним контракта с указанной даты. Ссылаясь на то, что причиной утраты им заработка явился отказ УМВД по ЯНАО в приеме его на службу, который признан судом первой инстанции незаконным, полагает неправомерным отказ суда в удовлетворении его требований о возмещении утраченного заработка и компенсации за нарушение срока выплаты, а также компенсации морального вреда в связи с причинением ему действиями ответчика нравственных страданий, выразившихся в переживаниях по поводу лишения его возможности продолжить службу в органах внутренних дел, лишения единственного источника дохода, невозможности в связи с этим содержать свою семью, уплачивать обязательные платежи.
В апелляционной жалобе УМВД России по ЯНАО просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, а также предъявляемые к ним требования установлены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в числе прочего, по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Отказ в приеме Лысенко Д.А. на службу был обоснован результатами проведенной в отношении него проверки, согласно которым истец не рекомендован для прохождения службы по своим морально-деловым качествам. Полагает, что отказ в приеме на службу по обстоятельствам, связанным с деловыми и личными качествами конкретного лица, является законным, поскольку выбор сотрудников для службы в органах внутренних дел является правом работодателя.
Лысенко Д.А. в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика оспаривает приведенные в ней доводы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав путем использования систем видеоконференц-связи Лысенко Д.А., явившегося в суд апелляционной инстанции представителя УМВД РФ по ЯНАО Абдрахманову Е.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы в МВД РФ, в связи с чем, разработан ряд мероприятий по передаче функций и полномочий упраздняемой службы, а также переводу сотрудников ФСКН РФ (органы наркоконтроля) в МВД РФ (органы внутренних дел).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1). По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5).
Как установлено судом первой инстанции, Лысенко Д.А. со 2 августа 2011 года проходил службу в Управлении ФСКН России по ЯНАО в должности оперуполномоченного 2 отделения Новоуренгойского межрайонного отдела управления.
На основании поданного Лысенко Д.А. рапорта приказом Управления ФСКН России по ЯНАО от 31 мая 2016 года N-181-лс он уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с переводом в другой государственный орган, с исключением его с 31 мая 2016 года из списка сотрудников органа наркоконтроля. Одновременно Лысенко Д.А. подан рапорт в УМВД России по ЯНАО о приеме на службу в органы внутренних дел.
В приеме Лысенко Д.А. на службу в органы внутренних дел отказано, основанием для отказа послужили результаты проведенной в отношении него проверки ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО, исходя из которых он не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел по своим морально-деловым качествам (неоднократно привлекался к административной ответственности).
Обстоятельства неоднократного привлечения Лысенко Д.А. к административной ответственности, семь раз в 2015 году и один раз в 2016 году подтверждается материалами дела (л.д. 113-114).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, указал на отсутствие допустимых достаточных доказательств наличия предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих принятию истца на службу в органы внутренних дел, а факт неоднократного привлечения истца к административной ответственности, по мнению суда, не может являться основанием для отказа в приёме на службу в органы внутренних дел.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Из анализа Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ следует, что принятие сотрудника органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не является для МВД Российской Федерации обязательным и безусловным. В перечень исключений из общего порядка приема граждан на службу, предусмотренных для переводимых сотрудников наркоконтроля, как то отсутствие испытательного срока и переаттестации, не включены проверочные мероприятия, в целях оценки личных и деловых качеств кандидата.
Таким образом, при решении вопроса о приеме в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, орган МВД России имеет право проверять их на соответствие требованиям к личным и деловым качествам, установленным федеральным законодательством.
В этой связи, оценивая законность отказа УМВД России по ЯНАО в приеме истца на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, суду первой инстанции следовало исходить из установленных федеральным законодательством общих требований к сотруднику органов внутренних дел.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции").
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Вывод о наличии или отсутствии необходимых качеств у кандидата делается по материалам всесторонней проверки кандидата.
В целях урегулирования порядка приема граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений названной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.
Основной целью отбора граждан является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел. Все полученные в результате проверки данные сотрудником, которому поручена организация ее проведения, должны быть тщательно изучены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и результатами предварительного изучения данных о кандидате.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, определения от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1865-О).
В статье 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ закреплены принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.
Таким образом, как проведение проверки в отношении подлежащего переводу в органы внутренних дел сотрудника наркоконтроля на соответствие его личных и деловых качеств предъявляемым требованиям, так и оценка установленных в результате такой проверки сведений на предмет их достаточности для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, является реализацией территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел права формирования кадрового состава органов внутренних дел, с учётом особых требований, предъявляемых к сотрудникам этой службы.
При наличии информации ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО о том, что Лысенко Д.А. по своим морально-деловым качествам не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел (неоднократно привлекался к административной ответственности), УМВД России по ЯНАО обоснованно принято решение об отказе в приеме Лысенко Д.А. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Соответственно у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лысенко Д.А.
С учётом изложенного, обжалуемое решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Лысенко Д.А. исковых требований в полном объеме.
По приведенным выше основаниям, апелляционную жалобу Лысенко Д.А. судебная коллегия оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Лысенко Д.А. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел, заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел с 1 июня 2016 года, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула с 1 июня 2016 года по день восстановлении на службе, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.