судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа 1 февраля 2017 года, постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения Р. просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности и вынесенные по делу судебные решения, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы Р. указывает, что судебными инстанциями не установлено, что конкретно им совершено - повреждение дорог, создающее угрозу безопасности дорожного движения или умышленное создание помех в дорожном движении. Заявитель, ссылаясь на комиссионный акт и фотоснимки, выполненные до начала работ, полагает, что повреждение дороги произошло по вине третьих лиц; умысла на создание помех в дорожном движении у него не имелось, поскольку действия были направлены на ликвидацию опасности (аварии), угрожающей неопределенному кругу лиц.
Автор жалобы указывает, что судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа ссылаясь на пункт 1.8 Ведомственных строительных норм, в решении указал, что положения данного пункта не освобождают производителя работ от составления схемы организации дорожного движения и ограждения места производства работ, не приняв во внимание, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии ограждений места производства работ, а отсутствие схемы организации движения не отнесено к объективной стороне вменяемого ему правонарушения.
Кроме указанного, заявитель не согласен с выводами судебных инстанций о том, что проводимые работы по устранению аварии повлекли создание помех в дорожном движении без выставления в полном объеме дорожных знаков, требуемых для обеспечении безопасности дорожного движения. Указывает, что место работ и спецтехника были обозначены соответствующими дорожными знаками и ограждены, что подтверждается имеющимися в материалах дела фотоснимками; судебными инстанциями не установлено, какие именно дорожные знаки и ограждения, выставленные ОАО "Тепло-Энергетик" не соответствовали требованиям рекомендаций или ГОСТа.
Приводя доводы о необоснованности привлечения к административной ответственности Р. указывает, что в постановлении не указано в чем конкретно выразились допущенные им нарушения; выполняемые ОАО "Тепло-Энергетик" работы являлись не запланированными, а аварийными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в суд Ямало-Ненецкого автономного округа 23 марта 2017 года и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, влечет административную ответственность.
Из постановления о привлечении к административной ответственности следует, что Р. признан виновным в том, что 3 октября 2016 года в 16 часов 20 минут на участке внутриквартального проезда в границах улиц Школьная - Гагарина г.Лабытнанги, являясь должностным лицом, ответственным за проведение работ на данном участке, допустил нарушение пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, а именно, организовал рытье траншеи, чем умышленно создал помехи в дорожном движении и не предпринял достаточных мер по информированию участников дорожного движения об опасности.
Вместе с тем с выводами должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.33 КоАП РФ согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N1090, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 20 минут в диспетчерскую службу ОАО "Тепло-Энергетик" поступила заявка о течи в районе "адрес" (л.д.43-44).
Согласно акту осмотра технического состояния тепловой камеры от 3 октября 2016 года, составленному с участием представителей ОАО "Тепло-Энергетик" и УЖКХ Администрации МО г.Лабытнанги, утечка теплоносителя происходит по причине давления упавшей дорожной плиты на трубопровод проходящий под дорожным полотном. Комиссией принято решение о срочном демонтаже упавшей дорожной плиты для снятия нагрузки с трубопровода тепловой сети (л.д.47).
Исполняющим обязанности начальника участка наружных сетей ОАО "Тепло-Энергетик" в соответствии с приказом от 19 апреля 2016 года N296 является Р.
Согласно должностной инструкции, утвержденной генеральным директором ОАО "Тепло-Энергетик" начальник участка осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка и несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей.
Как следует из служебной записки мастера участка М., в целях устранения аварии работники ОАО "Тепло-Энергетик" приступили к выполнению работ в 15 часов 20 минут 3 октября 2016 года и завершили их ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 05 минут, внутриквартальный проезд открыт (л.д.53).
Время начала и окончания работ подтверждается также сведениями, зафиксированными в сменном журнале диспетчерской ОАО "Тепло-Энергетик" (л.д.43-46).
С субъективной стороны повреждение дорог, может быть как умышленным, так и неосторожным, а создание помех в дорожном движении - только умышленным.
Значение для квалификации данного правонарушения имеют и последствия совершения указанных действий. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения.
Из фактических обстоятельств дела следует, что у и.о.начальника участка Р. умысла на повреждение дорожного полотна не имелось, поскольку аварийные работы, связанные с демонтажом дорожной плиты были направлены на устранение течи тепловой сети.
Административным органом не опровергнуты, а судебными инстанциями оставлены без внимания доводы заявителя о том, что дорожное покрытие имело повреждение до начала производства аварийных работ, которые и были вызваны повреждением дорожного полотна. Данный факт подтверждается фотоснимком, выполненным до начала производства аварийных работ (л.д.48).
Не содержат материалы дела и доказательств вины должностного лица в создании угрозы безопасности движения при производстве аварийных работ вследствие непринятия мер по информированию участников дорожного движения об опасности.
Как следует из фотоснимков, приобщенных к материалам дела, место производства аварийных работ ограждено перильно-стоечными барьерами и оградительной лентой, выставлены дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о производстве ремонтных работ (л.д.30-35, 49-52).
Указание судебными инстанциями о нарушении Р. ряда положений отраслевых методических рекомендаций ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", изданному на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 2 марта 2016 года N303-р и согласованному с ГУ ОБДД МВД России, также не является обоснованным, поскольку названный отраслевой дорожный методический документ имеет рекомендательный характер и не возлагает обязанностей безусловных для выполнения.
Кроме этого, согласно постановлению государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Лабытнанги от 9 ноября 2016 года Р. не признан виновным в нарушении положений названного документа.
Сославшись в судебных решениях на нарушение Р. ряда положений ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", судебные инстанции ухудшили его положение, поскольку увеличили объём предъявленного обвинения.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом указанных выше обстоятельств в действиях должностного лица - и.о. начальника участка ОАО "Тепло-Энергетик" Р. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.12.33 КоАП РФ.
В этой связи постановление государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Лабытнанги от 9 октября 2016 года, решение Лабытнангского городского суда от 19 декабря 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.33 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. начальника участка наружный сетей ОАО "Тепло-Энергетик" Р. подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Р.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Р. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Лабытнанги от 9 октября 2016 года, решение Лабытнангского городского суда от 19 декабря 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. начальника участка ОАО "Тепло-Энергетик" Р., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк
Копия верна:
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.