Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО "Ямалкоммунэнерго" К., жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу Н. на решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2017 года, вынесенное в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу N 365/2016 от 15 сентября 2016 года, АО "Ямалкоммунэнерго" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, в связи с тем, что данное акционерное общество осуществляя пользование поверхностным водным объектом - протокой Янгута (бассейн реки Обь) в с. Панаевск, в нарушение требований законодательства и условий договора водопользования, не составило и не согласовало в установленном порядке (в пятнадцатидневный срок) схему водопотребления к договору водопользования от 21 декабря 2015 года.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу N 370/2016 от 15 сентября 2016 года, АО "Ямалкоммунэнерго" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, в связи с тем, что данное акционерное общество осуществляя пользование поверхностным водным объектом - р. Обь (Надымская Обь) в п. Салемал, в нарушение требований законодательства и условий договора водопользования, не составило и не согласовало в установленном порядке (в пятнадцатидневный срок) схему водопотребления к договору водопользования от 21 декабря 2015 года.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу N 372/2016 от 15 сентября 2016 года, АО "Ямалкоммунэнерго" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, в связи с тем, что данное акционерное общество осуществляя пользование поверхностным водным объектом - р. Сеяха (Зеленая) (бассейн Обской губы) в с. Сеяха, в нарушение требований законодательства и условий договора водопользования, не составило и не согласовало в установленном порядке (в пятнадцатидневный срок) схему водопотребления к договору водопользования от 8 декабря 2016 года.
Решением судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2017 года, три дела об административных правонарушениях N 12-728/2016, N 12-732/2016, N 12-734/2016 (номера районного суда), рассмотренные должностным лицом в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", предусмотренные ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были объединены в одно производство, указанные постановления N N 365, 370, 372 о назначении административных наказаний изменены: АО "Ямалкоммунэнерго" назначено единое административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не соглашаясь с решением судьи, защитник АО "Ямалкоммунэнерго" К. обратилась в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая состоявшиеся постановления должностного лица и решение судьи незаконными. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу Н., не соглашаясь с решением суда, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая, что объединение дел об административных правонарушениях не соответствует требованиям закона.
Представитель АО "Ямалкоммунэнерго" Я. в судебном заседании считает решение Ямальского районного суда ЯНАО от 27 января 2017 года подлежащим отмене по доводам жалобы юридического лица.
Должностное лицо государственного органа Н. в судебном заседание считает решение Ямальского районного суда ЯНАО подлежащим отмене по доводам поданной им жалобы.
Выслушав объяснения должностного лица Н., представителя АО "Ямалкоммунэнерго" Я., исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться в противоправном деянии должностного лица водопользователя - в нарушении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок).
Соблюдение данного Порядка является необходимым условием правомерного водопользования.
Пунктом 4 Порядка установлено, что для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
Из указанных правовых норм следует, что необходимым этапом для правомерного учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, является наличие согласованной схемы водопотребления и водоотведения.
Как следует из объединенных материалов дел об административных правонарушениях, АО "Ямалкоммунэнерго", осуществляет водопользование поверхностными водными объектами, расположенными в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (протокой Янгута (бассейн реки Обь) в с. Панаевск; р. Обь (Надымская Обь) в п. Салемал; р. Сеяха (Зеленая) (бассейн Обской губы) в с. Сеяха). По условиям договоров водопользования, действующих в 2016 году, общество использует водные объекты для производственных нужд с забором воды, объемы забора водных ресурсов на 2016-2034 годы определены 52,2, 48,7, 107,03 тыс.м3/год.
Как усматривается из представленных материалов дел об административных правонарушениях, 11 августа 2016 года должностными лицами Управления Роприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу было выявлено, что АО "Ямалкоммунэнерго", в противоречии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ, пунктом 4 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205, допустил нарушение правил водопользования при заборе воды обществом в производственных целях из указанных водных объектов, расположенных в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - использование водных объектов осуществлялось в отсутствие необходимой согласованной схемы систем водопотребления и водоотведения, что нарушает организацию водопользователем учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Указанные нарушения правил водопользования при фактической деятельности по забору (изъятию) водопользователем водных ресурсов из водных объектов, подтверждаются доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не оспариваются в жалобе К.
Доводы жалобы К. о том, что отсутствие согласованной схемы систем водопотребления и водоотведения при предоставлении отчетности в уполномоченный орган свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, не учитывают, что для правомерной организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов необходимо наличие данной согласованной схемы и её отсутствие свидетельствует о нарушении установленного порядка учета забираемых и используемых вод (правил водопользования).
Таким образом, АО "Ямалкоммунэнерго" обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нельзя согласиться с доводами жалобы должностного лица Н. о неправомерном объединении судьей дел об административных правонарушениях.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения правил водопользования были выявлены в ходе одной проверки и были допущены должностным лицом в результате единого нарушения правил водопользования водных объектов, расположенных на территории Ямальского района, деяние выразилось в форме бездействия, связанного с невыполнением обязательных требований в сфере обращения с водными ресурсами, расположенными на территории Ямальского района ЯНАО.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что указанное деяние не образует множественности правонарушений и подлежит квалификации как единое административное правонарушение с назначением единого административного наказания с пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, что предусмотрено ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
При наличии таких обстоятельств оснований для удовлетворения жалоб не имеется. Доводы в жалобах по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и основаны на ином толковании правовых норм.
Нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятых актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2017 года, вынесенное в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобы представителя АО "Ямалкоммунэнерго" К., государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу Н. - без удовлетворения.
судья /подпись/ С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.