Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Потапова А.В. на постановление судьи Темрюкского районного суда от 29.11.2016 года, которым Департамент имущественных отношений Краснодарского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
установил:
В жалобе представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Потапов А.В. просит постановление суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить, указав, что данное постановление является незаконным, поскольку при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Потапова А.В., представителя Черноморо-Азовского Управления Росприроднадзора по доверенности Кулиша Е.М., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что 10.11.2016 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в отношении Департамента имущественных отношений Краснодарского края составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, 30.08.2016 года на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 11.08.2016 года N 260 "О проведении рейдового мероприятия", с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, сотрудниками Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора проведено рейдовое мероприятие по маршруту: акватория и водоохранная зона Азовского моря осмотра, в районе пос. Пересыпь в границах муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края. В ходе проверки установлено, что в районе координат " ... ", на территории базы отдыха " " ... " (земельный участок с кадастровым номером " ... " выявлено захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами (пластиковая тара, бумага, пакеты, стеклянные бутылки и т.д.). Отсутствуют сооружения для сбора отходов потребления. Земельный участок расположен в водоохранной зоне Азовского моря. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.09.2016 года N 23/001/142/2016-1327 земельный участок с кадастровым номером " ... " с назначением объекта - для эксплуатации б/о " " ... "", находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. По результатам проведения рейдового мероприятия составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 31.08.2016 года N 048/01/5201/260/ПР/2016.
Данный протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Положениями ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч.1 ст.39 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря, составляет 500 метров (ч. 8 ст. 65).
В силу п. 4 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения понимаются: в том числе сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года N 345) установлено, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно п. 2.4 Положения, Департамент осуществляет: обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно п. 3.2 Положения, Департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно п. 3.13 Положения, Департамент осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Проводит в установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. При выявлении нарушений принимает меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении судьей первой инстанции установлено, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края - организация, осуществляющая контроль за использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, допустил захламление земельного участка, твердыми коммунальными отходами земельного участка с кадастровым номером " ... " чем нарушил режим использования земельного участка в водоохранной зоне Азовского моря.
При таких обстоятельствах судьей сделан правильный вывод, что в действиях Департамента имущественных отношений Краснодарского края содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, то есть нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Доводы представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края о том, что вменяемое административное правонарушение совершил " ... " которому принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером " ... ", судом обоснованно признаны несостоятельными.
При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером " ... ", с назначением объекта - для эксплуатации б/о " " ... "", находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договор аренды указанного земельного участка между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Роенко В.В. не заключался.
Таким образом, субъектом данного правонарушения является Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии со с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст.4.1).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1).
На основании изложенного, судьей первой инстанции правильно указано на возможность применения к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судья первой инстанции обоснованно вынес 29.11.2016 года постановление, которым Департамент имущественных отношений Краснодарского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края правильно квалифицированы по ст.8.12 ч.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доводы жалобы представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Потапова А.В. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего административного законодательства.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Темрюкского районного суда от 29.11.2016 года - оставить без изменения, жалобу представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Потапова А.В. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.