Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора АО "Ейский портовый элеватор" Омарова О.Г. на решение судьи Ейского городского суда от 28.11.2016 года, которым постановление инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления ФС по надзору в сфере природопользования от 26.09.2016 года, которым АО "Ейский портовый элеватор" ИНН 2331004850 ОГРН 1022301118223 привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, изменено и согласно ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа снижено до 250 000 рублей,
установил:
В жалобе директор АО "Ейский портовый элеватор" Омаров О.Г. просит отменить решение суда первой инстанции, указав, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
В судебное заседание представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", в связи с чем судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на не, выслушав пояснения представителя АО "Ейский портовый элеватор" по доверенности Павловой Я.Е., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что 05.08.2016 года государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в отношении АО "Ейский портовый элеватор" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 01.07.2016 года N 183 была проведена плановая выездная проверка ОАО "Ейский портовый элеватор". В ходе проверки установлено, что территория ОАО "Ейский портовый элеватор" расположена в северной части г. Ейска, на Ейской косе. С севера, северо-запада и запада предприятие омывает Таганрогский залив. На востоке на расстоянии 440 метров расположен Ейский лиман Азовского моря. Курортная зона г. Ейска расположена на расстоянии 475 метров в северном направлении и 375 метрах в восточном направлении. Общая площадь земельного участка ОАО "Ейский портовый элеватор" составляет 8.0 га. Для осуществления хозяйственной деятельности АО "Ейский портовый элеватор" эксплуатирует причал. Земельный участок, на котором осуществляется хозяйственная деятельность АО "Ейский портовый элеватор", находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Таганрогского залива Азовского моря. Указанный земельный участок является собственностью АО "Ейский портовый элеватор" (свидетельство о государственной регистрации права серия 23 АИ N 508029). Приказом Минприроды России от 14.09.2010 N 403 АО "Ейский портовый элеватор" включено в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Краснодарского края. Основными видами деятельности предприятия являются закупка, приёмка, послеуборочная обработка, обеспечение сохранности и реализация в установленном порядке зерна, маслосемян, сортовых семян, зерновых и масличных культур, сортовых и гибридных семян кукурузы. Производственные мощности технологических линий: приемка с автотранспорта - до 6000 тонн сельскохозяйственных культур в сутки или обработка порядка 200 автотранспортных единиц: приемка с железнодорожного транспорта - до 3500 тонн в сутки или обработка порядка 50 вагонов: отпуск на железнодорожный транспорт - до 3500 тонн в сутки или обработка порядка 50 вагонов; отпуск зерновых на суда типа "река-море" - до 5000 тонн в сутки. Складские мощности предприятия складываются из ёмкостей элеватора - около 48000 тонн единовременного хранения. На территории предприятия расположены: визировочная, административный корпус, стоянка легкового автотранспорта, автовесовая, туалет, КНС, гараж, бытовой комплекс, столовая, пожарное депо, пожарный водоем, мехмастерская, трансформаторная подстанция, электроцех, боковой автоприем, автоприем на 4 подъезда, силосный корпус (2 шт.), рабочая башня элеватора, сушильные установки ДСП-32 и ДСП-50. цех отходов, локомотивное депо, склад ГСМ (не используется), причал, морская галерея, ж\д прием, зерносклады, приемотранспортная башня, СОБ (не используется), мельница (не используется), пост охраны, пилорама, деревообрабатывающий цех, аварийная дизельная установка. При осуществлении деятельности предприятием движение и стоянка транспортных средств по территории, определена схема движения и стоянки автомобильного транспорта. Предприятие имеет на балансе подвижной железнодорожный транспорт (тепловозы), заправка которых осуществляется на территории Общества. Сбор и отведение сточных (дождевых, талых вод) с данной территории не организованы. Сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод отсутствуют. Ливневые сточные воды с территории АО "Ейский портовый элеватор" поверхностным стоком сбрасываются без очистки в водный объект - Таганрогский залив Азовского моря. Таким образом, АО "Ейский портовый элеватор" при осуществлении хозяйственной деятельности нарушаются требования водного законодательства РФ в части не оборудования территории, расположенной в границах водоохранной зоны Таганрогского залива Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
По факту выявленных нарушений постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0128/02/5205/0183/ПР/2016 от 26.09.2016 года юридическое лицо АО "Ейский портовый элеватор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, в водоохранной зоне устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ).
На основании ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: -централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; - сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; - локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных. поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; - сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 года N 620, установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
Согласно п.170 и п.174 Технического регламента, эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований их экологической безопасности, предусмотренных пунктами 171-178 Технического регламента. Система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.
При рассмотрении дела судьей первой инстанции установлено, что территория АО "Ейский портовый элеватор" расположена в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря.
Инженерные сети (водопровод, канализация, электросети, ливневая канализация) не являются объектами капитального строительства. Согласно Градостроительного Кодекса РФ, это линейные объекты и на их возведение не требуется разрешения на строительство. С учетом изменений в Водном кодексе РФ, в 2013 году, Общество имело возможность для соблюдения требований, установленных законодательством РФ при эксплуатации хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов.
При таких обстоятельствах судьей обоснованно указано, что АО "Ейский портовый элеватор" должно соблюдать требования ст.65 ч.16 Водного кодекса РФ и имело возможность построить сооружения, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, не требующих разрешения для капитального строительства. В связи с доводы представителя АО "Ейский портовый элеватор" о том, что Общество выполнило все необходимые меры для недопущения нарушения законодательства, являются несостоятельными.
Действия АО "Ейский портовый элеватор" правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
В соответствии со с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст.4.1).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1).
На основании изложенного, судьей первой инстанции правильно указано, что при назначении АО "Ейский портовый элеватор" наказания административным органом не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства, а именно, тот факт, что до настоящего времени, так и не определен правовой статус территории, на которой находится предприятие и оно может быть закрыто для строительство санаторно-курортной зоны.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 28.11.2016 года, которым постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0128/02/5205/0183/ПР/2016 от 26.09.2016 года о привлечении АО "Ейский портовый элеватор" к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ - изменено, наказание в виде административного штрафа снижено с 500000 рублей до 250000 рублей.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы директора АО "Ейский портовый элеватор" Омарова О.Г. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Ейского городского суда от 28.11.2016 года - оставить без изменения, а жалобу директора АО "Ейский портовый элеватор" Омарова О.Г. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.