Судья Краснодарского краевого суда Кривцов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В. на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 11 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Абинскому району Протченко Д.В. от 02 сентября 2016 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Обжалуемым решением суда от 11 ноября 2016 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения, а жалоба представителя юридического лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалов П.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным, принятым с нарушением норм КоАП РФ, просит производство по делу прекратить. Ссылается на то, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт мужмуниципальной автомобильной дороги "Подъезд к п. Новый", на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В., поддержавшего доводы жалобы, и представителя ОГИБДД ОМВД России по Абинскому району по доверенности Протченко Д.В., о законности обжалуемого решения судьи районного суда, прихожу к следующим выводам.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что 8 июля 2016 года в 15 час. 00 мин. старшим государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД Отдела МВД России по г. Абинску проведен осмотр участка межмуниципальной автомобильной дороги "Подъезд к п. Новый".
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 08.07.2016 г. в ходе осмотра выявлены нарушение требований и стандартов о содержанию указанной дороги. В частности, в нарушение требований пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" на участке автомобильной дороги "Подъезд к п. Новый" имеется наличие дефектов дорожного покрытия превышающих предельно допустимые размеры.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 05.08.2016 года в ходе осмотра выявлены нарушение требований и стандартов о содержанию указанной дороги, железнодорожного переезда, а именно:
- наличие многочисленных дефектов дорожного покрытия, в виде выбоин, просадок, трещин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью по данной автодороге, что нарушает требования п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- в нарушение п. 3.1.2 ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" наличие дефектов дорожного покрытия превышающих предельно допустимые размеры.
Должностным лицом сделан вывод о том, что данные нарушения допущены в результате бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и вопреки требованиям п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.
Судья районного суда, отказывая в удовлетворении жалобы представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и оставляя обжалуемое постановление от 2 сентября 2016 года без изменения, согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края состава административного правонарушения.
Между тем, с указанными выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 1.1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года N 1271, Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.4, 2.5 указанного Положения к числу полномочий Министерства отнесено:
- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края,
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы,
- осуществление государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 25.08.2015 года N 1095 "О закреплении государственного имущества Краснодарского края и Приложением к нему, на праве оперативного управления за государственным казенным учреждением Краснодарского края "Краснодаравтодор" закреплено на праве оперативного управления за ГКУ КК "Краснодаравтодор" государственное имущество Краснодарского края сооружение автомобильная дорога "Подъезд к п. Новый" Абинский район, Краснодарский край.
Согласно пунктам 2.21 и 2.2.2 Устава ГКУ КК "Краснодаравтодор" от 16 апреля 2013 года N 73 ГКУ КК "Краснодаравтодор" осуществляет организацию работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, выполняет приемки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.
В материалах дела также имеется свидетельство о регистрации права ГКУ КК "Краснодаравтодор" от 18.09.2015 года на оперативное управление автомобильной дорогой "Подъезд к п. Новый".
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Министерство не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт межмуниципальной автомобильной дороги "Подъезд к п. Новый" Абинский район, Краснодарский край, на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.
В целях обеспечения выполнения функции в области содержания автомобильных дорог создано ГКУ КК "Краснодаравтодор". Межмуниципальная автомобильная дорога "Подъезд к п. Новый" Абинский район, Краснодарский край, принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Соответствующая деятельность учреждения финансируется из средств областного бюджета.
Таким образом, Министерство не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью первой статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу о том, что решение Абинского районного суда Краснодарского края от 11 ноября 2016 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В. удовлетворить.
Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 11 ноября 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.