Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "РН-Краснодарнефтегаз" " Ф.И.О. "2 на постановление судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 23 декабря 2016 г.,
установил:
постановлением судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. юридическое лицо - ООО "РН-Краснодарнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО "РН-Краснодарнефтегаз" " Ф.И.О. "2 просит постановление Славянского городского суда Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, что судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "РН-Краснодарнефтегаз" по доверенности " Ф.И.О. "3, государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее также - административный орган) " Ф.И.О. "4, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что " ... " из администрации муниципального образования Крымский район поступила телефонограмма по факту выхода на поверхность земли нефтепродуктов в примерно " ... " м от жилой застройки южной окраины " ... " По данному факту было произведено натурное обследование территории земельного участка с кадастровым номером " ... " в границах " ... "", секция " ... ", часть контура " ... ".
При натурном обследовании на земельном участке зафиксирован розлив нефти в результате прорыва нефтепровода, идущего через земельный участок от скважины " ... "у к групповой установке " ... ". Ремонт поврежденного трубопровода осуществляло ООО "РН-Краснодарнефтегаз". Площадь загрязнения почвы составила " ... " (длина " ... " м, ширина " ... " м).
В ходе обследования данной территории сотрудниками ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО был произведен отбор проб загрязненной почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от " ... " " ... ").
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы " ... " от " ... " и экспертному заключению " ... " от " ... " в результате исследования проб почвы " ... " и " ... " (фон) концентрация нефтепродуктов на глубине отбора 0-0,05м в пробе " ... " превышает фоновый показатель (проба " ... ") в 31,74 раза. Концентрация нефтепродуктов на глубине отбора 0,05-0,2м в пробе " ... " превышает фоновый показатель (проба " ... ") в 63,22 раза.
По данному факту в отношении ООО "РН-Краснодарнефтегаз" было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и проведено административное расследование.
В ходе ведения административного расследования ООО "РН-Краснодарнефтегаз" представлен договор аренды " ... " от " ... ", дополнительное соглашение " ... " к договору аренды " ... " от " ... ", изменения " ... " к дополнительному соглашению " ... " к договору аренды " ... " " ... ", в соответствии с которыми нефтепровод 4 с " ... " ( " ... ") находится в аренде у ООО "РН-Краснодарнефтегаз".
Также представлен Паспорт трубопровода " ... " "скв. N " ... "", в котором в разделе "запись о ремонте и переобустройстве трубопровода" имеется запись о том, что " ... " производились работы по демонтажу хомута на участке нефтепровода от с " ... " до " ... " для врезки катушки".
Кроме того, ООО "РН-Краснодарнефтегаз" представлены сведения о работниках предприятия и автотранспортных средствах, принимавших участие в ремонте трубопровода " ... ", а таже акт приема-сдачи нефтезагрязненного грунта для очистки от " ... ", согласно которому обществом передано АО " " ... "" " ... " м 3 нефтезагрязненного грунта, образовавшегося от нарушения целостности трубопровода от с " ... " до ГУ " ... ".
По информации, полученной с официального сайта Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю maps.rosreestr.ru, земельный участок на котором зафиксирован розлив нефтепродуктов, с кадастровым номером " ... " представлен землями сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.
Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Вина ООО "РН-Краснодарнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении " ... " от " ... ", актом натурного обследования территории (объекта) от " ... ", фототаблицей, экспертным заключением " ... " от " ... ", которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, ООО "РН-Краснодарнефтегаз" не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения земельного законодательства.
Заявитель жалобы ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом.
Однако, суд вышестоящей инстанции, доводы заявителя жалобы считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 октября 2016 г. N 2700-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" в настоящее время в Краснодарском крае государственные функции по контролю за использованием земельных участков осуществляются различными организациями по отдельным направлениям и только в пределах своих полномочий. К таким организациям относятся государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубаньземконтроль", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Россельхознадзор), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Также отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения могут наделяться органы местного самоуправления для осуществления муниципального контроля.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования" федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2014 г. N 426 "О Федеральном государственном экологическом надзоре" федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно п. 4.1 Письма Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзоа от 14 ноября 2011 г. N ВК-03-03-36/14757", если в рамках рейдового мероприятия будет установлено, что земли, на территории которых было обнаружено несанкционированное размещение ТБО, являются землями сельскохозяйственного назначения или земельными участками сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), осуществляющий государственный земельный надзор на землях указанной категории.
В силу ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.
Санкция ч. 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов административного дела, и установлено судом первой, а также вышестоящей инстанции, административный орган - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, проведя административное расследование в отношении ООО "РН-Краснодарнефтегаз", направил материал в Славянский городской суд Краснодарского суда для рассмотрения дела и решения вопроса о приостановлении деятельности ООО "РН-Краснодарнефтегаз".
Поскольку административное приостановление деятельности назначается судьей, то административный орган правильно направил административный материал в отношении ООО "РН-Краснодарнефтегаз" в суд.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом районного суда доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в районном суде или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Административное наказание назначено ООО "РН-Краснодарнефтегаз" в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены и изменения постановления судьи, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
постановление судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "РН-Краснодарнефтегаз" " Ф.И.О. "2 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.