Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.
при секретаре Бондаренко Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Т.С. на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
М.Г. , действуя в интересах несовершеннолетней А.Э., обратилась в суд с иском к Управлению гражданской обороны и зашиты населения администрации города Сочи о признании права на единовременную финансовую помощь, включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи.
В обоснование заявленных требований указала, что ее матери М.М. на основании решения Адлерского районного суда города Сочи принадлежат помещения " ... " в жилом доме " ... " по " ... ". М.Г. зарегистрирована по указанному адресу с 2008 года, проживает в указанном жилом доме с детства. После выдела данных помещений в натуре были внесены изменения в запись о регистрации места жительства истца из дома " ... " по " ... " по помещениям N " ... " данного жилого дома. 25 июня 2015 года во время наводнения произошло затопление жилого дома по указанному адресу. М.М. обратилась в созданную при администрации города Сочи комиссию по оказанию материальной помощи лицам, пострадавшим от наводнения. В силу п. 2 постановления главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 26.06.2015 г. N 558 "Об оказании помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дожей в муниципальных образованиях Отрадненский, район, Лабинский район, Мостовской район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года" М.Г. и ее матери М.М. были выплачены " ... " рублей, как лицам, пострадавшим от наводнения и " ... " рублей в связи с полной утратой имущества. Для того, чтобы были выплачены указанные суммы на дочь истца А.Э. необходимо было предоставить решение суда об установлении факта проживания дочери с ней, так как в домовой книге она не была указана. Решением Адлерского районного суда города Сочи от 21 сентября 2015 года требуемый для получения единовременного пособия юридический факт проживания был установлен. С вступившим в законную силу решением суда М.Г. вновь обратилась за получением единовременной помощи. Однако, до настоящего времени выплата помощи не произведена.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года исковые требования М.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи муниципального образования город Краснодар по доверенности В.А. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что истец и ее мать были включены в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, но не были включены в список граждан, имеющих право на получение мер государственной поддержки в виде финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества на каждого члена семьи, поскольку каких-либо доказательств утери имущества первой необходимости, дающих право на включение в список на выплату финансовой помощи представлено не было.
Проверив материалы дела, выслушав М.Г. , просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2015 N 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края", решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Краснодарского края от 25 июня 2015 года N783 "О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" на территории муниципального образования город-курорт Сочи введен режим функционирования "чрезвычайная ситуация", установлен региональный уровень реагирования на данную чрезвычайную ситуацию.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Порядок оказания помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях Отрадненский район, Лабинский район, Мостовской район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 июня 2015 года N558 "Об оказании помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях Отрадненский район, Лабинский район, Мостовской район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года".
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций; оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М.М. на основании решения Адлерского районного суда города Сочи от 14.10.2014 г. принадлежат на праве собственности помещения N " ... " в жилом доме " ... " по " ... ".
В указанном жилом доме зарегистрирована и проживает М.Г. вместе со своей несовершеннолетней дочерью А.Э.
Установлено, что 25 июня 2015 года во время наводнения произошло затопление жилого дома " ... " по " ... ". Комиссией муниципального образования город-курорт Сочи был составлен акт обследования.
Решением Адлерского районного суда города Сочи от 21.09.2015 г. был установлен юридический факт постоянного проживания несовершеннолетней А.Э. со своей матерью М.Г. в жилом доме " ... ", помещения N " ... " по " ... " для получения материальной помощи, как лицам, пострадавшим от наводнения 25.06.2015 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что решением Адлерского районного суда города Сочи юридический факт проживания несовершеннолетней А.Э. в доме " ... " по " ... " был установлен для реализации права гражданина на получение единовременной помощи, как лицу, пострадавшему от наводнения.
Однако судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции несостоятельным.
МЧС России 03.10.2014 года N 2-4-87-24-7 утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", от 9 октября 1995 г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", от 28 января 2006 г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Основанием для включения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях Отрадненский район, Лабинский район, Мостовский район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года, является акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением в связи с опасными природными явлениями на территории муниципального образования город- курорт Сочи 25 июня 2015 года, а также акт утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением в связи с опасными природными явлениями на территории муниципального образования город-курорт Сочи 25 июня 2015 года, составляемые межведомственной комиссией.
Вместе с тем, М.Г. не предоставлен документ, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением в связи с опасными погодными явлениями на территории муниципального образования город-курорт Сочи 25 июня 2015 года.
При таких обстоятельствах, поскольку истец не представила суду доказательства, подтверждающие утрату имущества первой необходимости, судебная коллегия полагает, что оснований для признания за А.Э., " ... " года рождения, права на получение единовременной финансовой помощи и включения ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением, не имеется.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований М.Г. . о признании права на единовременную финансовую помощь, включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований М.Г. , действующей в интересах несовершеннолетней А.Э. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.