Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А,
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Василенко В.В. на решение Первомайского районного суда города Краснодар от 31 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
К.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением.
В обоснование иска указано, что решением Славянского районного суда от 24 апреля 1997 года родители истицы были лишены в отношении ее родительских прав, и она передана на воспитание в отдел опеки и попечительства при администрации города Славянск-на-Кубани и Славянского района. Постановлением главы администрации города Славянск-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края " ... " от " ... " К.А. определена в Славянскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и по 03.09.2002 г. являлась воспитанницей данного учреждения, находясь на полном государственном обеспечении. Согласно справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация", по состоянию на 07.10.2015 г. К.А. не является собственником недвижимого имущества, не обеспечена, необходимым пригодным для проживания жилым помещением.
На основании изложенного, истица просила суд признать за ней право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшей 23 лет, не обратившейся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда город Краснодара от 31 октября 2016 года исковые требования К.А. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований К.А. отказать в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение суда, является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодара, представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 113, 116 ГПК РФ. С учетом наличия надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав К.А. и ее представителя по устному ходатайству Ч.Н. , настаивающих на оставлении решения без изменения, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение, по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отец истицы - К.В. умер " ... ", мать истицы Р.В. была лишена родительских прав решением Славянского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 1997 года.
Постановлением главы администрации города Славянск-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края " ... " от " ... " К.А. определена в Славянскую школу-интернат на полное государственное обеспечение.
" ... " мать истицы Р.В. умерла. За несовершеннолетней К.А. закреплено право пользования жилой площадью в доме матери по " ... ".
К.А. " ... " г.р., с 13.10.2015 г. зарегистрирована по адресу: " ... ".
Согласно справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", К.А. не является собственником недвижимого имущества на территории г. Краснодара и на территории г. Славянск-на-Кубани, Славянского района, Тимашевского района.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи8 Федерального закона от 21 декабря 1996года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748- КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее Закона) жилыми помещениями по договору социального найма за счет средств краевого бюджета, обеспечиваются дети-сироты-лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к данной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии п. 1.1. Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 743 министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики, в том числе осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Согласно п. 8 ст. 7 Закона лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с заявлением о признании за ними права на обеспечение жилым помещением.
В настоящее время К.А. исполнилось полных 30 лет.
По вопросу обеспечения жилым помещением истица в уполномоченный орган не обращалась, иного суду не доказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на наличие у К.А. в настоящее время права на обеспечение жилым помещением, которое не было ею реализовано в возрасте от 18 до 23 лет, в виду того, что о своем праве она не знала ранее и не была надлежащем образом уведомлена Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996года N159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996года N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отсутствие указанного лица на учете нуждающегося в жилом помещении без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Данный вопрос судом первой инстанции при рассмотрении требований К.А. не рассматривался.
Между тем, каких-либо сведений о том, что до достижения возраста 23 лет истица не могла встать (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительным причинам, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К.А. .
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда город Краснодар от 31 октября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.