Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Кирюшиной М.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кутейко " Ф.И.О. "1 и Кутейко " Ф.И.О. "2 на основании доверенностей Юриной Н.В. на решение Крымского районного суда от 2 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. обратились в суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: " ... ". Во время чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 г., жилой дом по указанному адресу находился в зоне затопления. На обращение Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. в 2014 г. администрация Крымского городского поселения Крымского района указала на отсутствие оснований для признания их жилого дома подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации. Истцы, полагают свои права нарушенными. Ссылаясь на заключение специалиста, истцы обращают внимание суда на факт повреждения их жилого дома в результате наводнения и частичной утраты имущества первой необходимости.
В связи с чем, истцы просят суд: признать незаконным бездействие администрации Крымского городского поселения Крымского района, выразившееся в непринятии решения о необходимости капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: " ... " в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район, и непредставлении информации об этом в министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края;
обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района принять решение о необходимости и возможности капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: " ... " и включить истцов в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район, как собственников жилого помещения общей поврежденной площадью " ... " кв.м.;
обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района включить Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Крымский район в июле 2012 г.
Решением Крымского районного суда от 2 ноября 2016 г. в удовлетворении требований истцов отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истцов выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований доверителей. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. на основании доверенностей Юриной Н.В., настаивавшую на удовлетворении жалобы, представителя министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края на основании доверенности Близнюка И.Ф., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. являются собственниками (по " ... " доле каждый) жилого дома, расположенного по адресу: " ... " что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права " ... " и " ... " от 22 мая 2001 г.
В указанном домовладении Кутейко А.В. зарегистрирован по месту жительства с 7 мая 2003 г. по настоящее время, а Кутейко Г.В. с 9 июня 2001 г. по настоящее время.
Общеизвестно и не нуждается в доказывании то, что в ночь с 6 июля 2012 г. на 7 июля 2012 г. в г. Крымске и Крымском районе произошло наводнение (чрезвычайная ситуация).
Согласно справке МКУ "Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район" N 23/46-17224 от 31 августа 2012 г. дом, расположенный по адресу: " ... ", находился в зоне затопления 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район.
Как следует из справок N 06.1.34/8407 и N 06.1.34/8405 от 11 апреля 2014 г., выданных управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Крымском районе, Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. выплачена единовременная материальная помощь, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в размере 10 000 рублей каждому.
Письмом администрации Крымского городского поселения Крымского района N 12-02/1232 от 24 апреля 2014 г. Кутейко А.В. и Кутейко Г.В. указано на отсутствие оснований для назначения социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", поскольку в отношении данного жилого помещения соответствующего решения уполномоченным органом не принималось.
Давая оценку действиям (бездействию) органа местного самоуправления, су правильно применил нормы материального права.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 17 июля 2012 г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья в населенных пунктах, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру).
В соответствии с пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 августа 2012 г. N 910) решено предоставить социальную выплату гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра поврежденного жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно жилое помещение, поврежденное от наводнения).
Как правомерно указал суд, по смыслу приведенных выше норм, включению в списки граждан, которым предоставляется социальная выплата на капитальный ремонт, подлежат только собственники жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной именно наводнением в Крымском районе Краснодарского края в июле 2012 г., а не в результате иных причин.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 г., утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830 социальная выплата предоставляется гражданам при условии, если в отношении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в установленном порядке принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Согласно пункту 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г. признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу пункта 33 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г., основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Межведомственная комиссия проводит оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям, и по результатам своей работы, в соответствии с пунктом 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, о необходимости и возможности проведения их капитального ремонта, реконструкции или перепланировки, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В тоже время следует признать состоятельной ссылку суда на то обстоятельство, что заключение межведомственной комиссии, которое явилось бы основанием для принятия органом местного самоуправления решения и издания распоряжения о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", и его включения в перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 г., не принималось.
Представленное истцами техническое заключение N 248 от 28 апреля 2014 г., выполненное ИП Кожевниковой Г.П., правомерно отвергнуто судом в качестве достоверного доказательства, подтверждающего обоснованность заявленных требований, поскольку по истечении 1 года и 9 месяцев не может с достоверностью подтверждать причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и состояние жилого дома.
Иных доказательств, в частности составленного соответствующей комиссией непосредственно после чрезвычайной ситуации акта обследования жилого помещения по адресу: " ... ", в деле не имеется.
Истцы не обращались в администрацию Крымского городского поселения с заявлениями о проведении обследования принадлежащего им домовладения.
На основании пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 г. N 816 "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года и о внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 31 марта 2005 г. N 237 "О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 марта 2013 г. N 271) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года оказывается единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей на каждого пострадавшего человека и единовременная финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 150000 рублей на каждого пострадавшего человека за полностью или частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации.
Основанием для предоставления мер государственной поддержки в виде единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости является утвержденный акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2012 г., и первичный утвержденный акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.
Под пострадавшими гражданами в соответствии с пунктом 4 "Порядка оказания помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 г. N 816, понимаются граждане Российской Федерации, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, местом жительства которых по состоянию на 6-7 июля 2012 г. являлись жилые помещения, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации.
При этом основным из фактов, подлежащим доказыванию, является факт утраты истцами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Первичного акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по адресу: " ... " составленного непосредственно после чрезвычайной ситуации не имеется, о чем также свидетельствует письмо администрации Крымского городского поселения Крымского района N 12-02/1305 от 30 апреля 2014 г.
Кроме того, не представлены какие-либо документы, свидетельствующие об обращении истцов в администрацию Крымского городского поселения Крымского района как с требованиями о проведении обследования утраченного имущества, так и с требованиями о предоставлении мер государственной поддержки в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Представленные в обоснование заявленных требований экспертные заключения N 360-03-14155 и N 360-03-14156 от 23 мая 2014 г., выполненные оценщиком Крымской торгово-промышленной палаты, правильно оценены судом критически.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" заключение эксперта или комиссии экспертов должно содержать предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Как видно из экспертных заключений N 360-03-14155 и N 360-03-14156, положения статьи 85 Гражданского процессуального кодекса РФ эксперту не разъяснялись, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ он не предупреждался.
Исследование проводилось экспертом согласно списку пострадавшего имущества, предоставленного заказчиком по состоянию на май 2014 г.
При этом выводы эксперта о происхождении и состоянии исследованного имущества до наводнения и на момент его оценки экспертом не мотивированы, не указаны конкретные повреждения имущества и возможные причины их возникновения. Тот факт, что находящееся в домовладении истцов по состоянию на момент осмотра, то есть спустя более чем 1 год 10 месяцев после чрезвычайной ситуации имущество пострадало именно в результате наводнения 6-7 июля 2012 г. экспертом не оценивается и принимается как достоверный факт.
Факт нахождения жилого помещения истцов в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 г. на территории Крымского городского поселения Крымского района, сам по себе не свидетельствует о попадании воды в дом и, следовательно, утрате истцами в результате наводнения имущества первой необходимости.
Иных доказательств принадлежности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации истцами не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского районного суда от 2 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кутейко " Ф.И.О. "1 и Кутейко " Ф.И.О. "2 на основании доверенностей Юриной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.