судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пегушина В.Г.
судей Диденко И.А., Якубовской Е.В.,
при секретаре Кравченко М. Е.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по заявлению " Ф.И.О. "1 к Администрации г. Сочи об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления муниципального служащего по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2016 г.
заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия
определила:
" Ф.И.О. "1 B.C. обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением о признании бездействия администрации города Сочи в части предоставления земельного участка в собственность за плату незаконным.
В обоснование своих требований указал, что им в установленном порядке, за счет собственных средств изготовлена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 700 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", расположенного по адресу: " ... ". В сентябре 2016 года истец обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах кадастрового квартала " ... ", приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ее утверждения. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи земельный участок общей площадью 700 кв.м. расположен в границах кадастрового квартала " ... " и формируется из земель государственной собственности. Истцом соблюден порядок подачи заявлений в администрацию города Сочи о предоставлении земельного участка, предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная за счет собственных средств, необходимая для формирования земельного участка. Однако, ответным письмом администрации города Сочи в удовлетворении обращения истца было отказано, решение о предварительном согласовании предоставления заявителю вышеуказанного земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не принято, схема расположения земельного участка на кадастровом плане
территории земельного участка общей площадью 700 кв.м. по " ... " не утверждена, обращение истца о предоставлении в собственность за плату земельного участка не удовлетворено, договор купли-продажи земельного участка с администрацией города Сочи не заключен.
Просил суд признать незаконным отказ администрации города Сочи, заключающийся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления " Ф.И.О. "1 земельного участка площадью 700 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", в территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... ", обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО " " ... "" и утверждении данной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Признать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 700 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", в территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... ", обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО " " ... "". Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю осуществить государственный учет земельного участка общей площадью 700 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", в территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... ", обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО " " ... "". Обязать администрацию города Сочи, в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с " Ф.И.О. "1 договор купли-продажи земельного участка общей площадью 700 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, в территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... ".
Обжалуемым решением Адлерского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2016 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "6, просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованность обжалуемого судебного акта, допущенные нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не имеется.
Лица, участвующие в деле, в апелляционную инстанцию не явились, извещались судом первой инстанции надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение о суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Как усматривается из материалов дела, " Ф.И.О. "1 B.C. заказал в ООО " " ... "" и изготовлена в установленном порядке, за счет собственных средств, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 700 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... ". Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи земельный участок общей площадью 700 кв.м. расположен в границах кадастрового квартала " ... " и формируется из земель государственной собственности.
12 сентября 2016 года он обратился к административному ответчику через МАУ города Сочи "МФЦ" с заявлением об оказании муниципальной услуги: 6.07 "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления (фермерским) хозяйством его деятельности", приложив к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ее утверждения.
Ответным письмом от 27 сентября 2016г. за " ... " Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в предоставлении указанной услуги на основании п. 32.2 и п. 32.26 Административного регламента, а именно: отсутствие в схеме наименования вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, решение, постановление и т.п.), наименование уполномоченного органа на его принятие, а также о выявленной накладке на границы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по " ... ".
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что данный отказ необоснованн и незаконен.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 ЗК РФ.
Материалами дела установлено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность административный ответчик обосновывает нормами п. 32.2 и п.32.26 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления (фермерским) хозяйством его деятельности".
Согласно статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган обязан привести в своем решении все имеющиеся основания отказа в том виде, как они предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ. В указанном решении об отказе должны быть указаны все основания отказа.
Судом первой инстанции установлено, что основания отказа в удовлетворении заявления " Ф.И.О. "1 B.C., указанному в письме администрации города Сочи, которые не входят в перечень, установленных статьей 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы
расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В соответствии с ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Таким образом, можно заключить, что принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории является обязательным условием для дальнейшего предоставления гражданину земельного участка.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 38 Устава муниципального образования город- курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 года " ... ", администрация города Сочи- исполнительно-распорядительный орган города Сочи, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.
Статья 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п.6 ч.1 ст.39.14 ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждено, что истцом соблюден порядок подачи заявления в администрацию города Сочи о предоставлении земельного участка, предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная за счет собственных средств, необходимая для формирования земельного участка общей площадью 700 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель государственной собственности, в границах кадастрового квартала " ... ", в территориальной зоне -ОЦ-1, расположенного по адресу: " ... " сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи земельный участок общей площадью 700 кв.м. расположен в границах кадастрового квартала " ... " и формируется из земель государственной собственности, не обременен правами третьих лиц, что в том числе, подтверждено сведениями из публичной кадастровой карты.
Таким образом, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения требований заявителя.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего гражданского дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2016 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.