Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "10
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Катунян " Ф.И.О. "11 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения по апелляционной жалобе представителя ответчика - заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ /государственное учреждение/ в Западном внутригородском округе г.Краснодара " Ф.И.О. "12 на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Катунян С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ /государственное учреждение/ в Западном внутригородском округе г.Краснодара /далее - УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара/ о признании незаконным решения ответчика. В обоснование требований истец указала, что решением комиссии УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара ей отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. Просила суд признать отказ УПФ РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара о назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж период её работы с 01.11.1999г. по 28.07.2008г. /8 лет 8 месяцев 28 дней/ в должности медицинской сестры в АОЗТ "Краснодарская бальнеолечебница" и с 29.07.2008г. по 30.04.2016г. /7 лет 9 месяцев 2 дня/ в должности медицинской сестры в ООО "Клиника Екатерининская"; обязать УПФ РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара выплачивать пенсию Катунян С.В. со дня её обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с 24 ноября 2015г.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - " Ф.И.О. "13 действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований, считая их законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика - УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара по доверенности " Ф.И.О. "14 возражала против удовлетворения требований.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2016 года требования Катунян С.В. удовлетворены частично: в специальный медицинский стаж Катунян С.В. включен период работы с 29.07.2008г. по 30.04.2016г. - 7 лет 9 месяцев 2 дня в должности медицинской сестры в ООО "Клиника Екатерининская", в удовлетворении остальных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе заместитель начальника УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края " Ф.И.О. "15 просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Катунян С.В. периода её работы в ООО "Клиника Екатерининская", поскольку указанное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В возражении на апелляционную жалобу истец Катунян С.В., считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения, мотивируя это тем, что обжалуемое решение соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства, все имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами. Полагает, что доводы ответчика не содержат обстоятельств опровергающих выводы суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности " Ф.И.О. "16 просил решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Истец Катунян С.В. и представитель ответчика УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся истца и представителя ответчика, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2015г. Катунян С.В. обратилась в УПФ РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08 декабря 2015г. /протокол N " ... "/ Катунян С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений /организаций/, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы /деятельности/ и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" /далее - Список/ и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" /далее - Правила/.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В силу п.5 Правил исчисления периодов работы, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а)лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа /рабочем поселке/, год работы в сельской местности или в поселке городского типа /рабочем поселке/ засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б)лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях /группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи/, перечисленных в пунктах1-3 перечня в организациях /структурных подразделениях/, указанных в пункте6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, всельской местности и в поселке городского типа /рабочем поселке/, производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными /муниципальными/ органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и /или/ иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального /персонифицированного/ учета.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и /или/ иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии уплаты за эти периоды страховых взносов на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Дата регистрации Катунян С.В. в качестве застрахованного лица - 13 октября 1997г.
Для подтверждения страхового стажа Катунян С.В. представила в пенсионный орган трудовую книжку, справки, уточняющие лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Катунян С.В. общий трудовой стаж составил 29 лет 6 месяцев 12 дней:
- 02.12.1985г. по 09.11.1989 г. ? 3 года 11 месяцев 8 дней - в должности медсестры 5-го инфекционного отделения в Пензенской Центральной городской больнице;
- с 27.11.1989г. по 28.07.2008г. - 18 лет 8 месяцев 2 дня - в должности медицинской сестры отделения платных услуг населения, медицинской сестрой функциональной диагностики поликлинического отделения в Краснодарской бальнеологической лечебнице, реорганизованного с 13.07.1993г. АОЗТ "Краснодарская бальнеолечебница", далее переименованного с 21.08.2008 года в ОАО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Краснодарская бальнеолечебница";
-с 29.07.2008 года по настоящее время ? в должности медицинской сестры в ООО "Клиника Екатерининская". Стаж на 30.04.2016г. в указанной организации 7 лет 9 месяцев 2 дня.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца Катунян С.В. о включении в её специальный стаж периода работы с 01.11.1999г. по 28.07.2008г. в ОАО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Краснодарская бальнеолечебница", судом первой инстанции было обоснованно учтено, что указанная организация является коммерческой организацией и не является учреждением; наименование организации не предусмотрено перечнем наименований учреждений здравоохранения; кроме того, отсутствуют сведения о факте работы истицы за ставку заработной платы; а имеющаяся в материалах дела справка N 01-464 от 12 ноября 2015г. ОАО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Краснодарская бальнеолечебница" подтверждает период работы истицы общего характера, без указания льготного характера работы.
На основании изложенного, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что период работы истицы Катунян С.В. в должности медицинской сестры в АОЗТ "Краснодарская бальнеолечебница", далее переименованной с 21 августа 2008 года в ОАО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Краснодарская бальнеолечебница", не может быть исчислен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В указанной части решение суда не обжаловалось.
Разрешая требования истицы Катунян С.В. в части включения в её специальный стаж периода работы с 29.07.2008г. по 30.04.2016г. /7 лет 9 месяцев 2 дня/ в должности медицинской сестры в ООО "Клиника Екатерининская", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникающих в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь ввиду, что в силу пп.19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляются исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом /частное учреждение/ либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием /государственное или муниципальное учреждение/. При этом форма собственности /государственная, муниципальная, частная/ учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно уставу ООО "Клиника Екатерининская", предметом деятельности общества является деятельность лечебных учреждений, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, врачебная практика, стоматологическая практика и т.д. У ООО "Клиника Екатерининская" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности.
При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение о включении в специальный стаж работы истицы оспариваемого периода её работы с 29.07.2008г. по 30.04.2016г. /7 лет 9 месяцев 2 дня/ в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев - соответствует нормам закона, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
Поскольку с учетом указанного периода работы Катунян С.В. в льготном исчислении у неё отсутствовал требуемый стаж для назначения досрочной страховой пенсии, в указанной части требования истца также правомерно не были удовлетворены.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Вместе с тем, судом первой инстанции исковое заявление Катунян С.В. было неправомерно рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее - ГПК РФ/, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления /статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации /далее - ГК РФ/, споры о признании таких актов недействительными /незаконными/, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Однако указанное нарушение не может служить основанием для признания незаконным правильного по своей сути решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Западном внутригородском округе г.Краснодара " Ф.И.О. "17 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 13.02.2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.