Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюке М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Кореновского городского поселения Кореновского района Пергун Е.Н. об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
установил:
главы Кореновского городского поселения Кореновского района Пергун Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - комиссия) от 22 сентября 2016 года N 35/28.
В обоснование требований указано, что оспариваемым решением комиссии рассмотрено заявление ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" министерства здравоохранения Краснодарского края о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 4670 кв. м категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения административных и лечебных корпусов", расположенного по адресу: Кореновский район, г. " ... ", в котором установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 3215 762 руб.
При этом по результатам государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость этого участка составляла 18264 837 руб.
Указанный участок находится в собственности субъекта РФ - Краснодарского края. Таким образом, право управлять и распоряжаться данным земельным участком имеет только администрация Краснодарского края.
ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" министерства здравоохранения Краснодарского края земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка влияет только на размер земельного налога, расходы на оплату которого финансируются за счет средств бюджета Краснодарского края, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности государственного бюджетного учреждения здравоохранения. Таким образом, учреждение не имело право обращаться в комиссию с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В зале судебного заседания представитель администрации Кореновского городского поселения по доверенности Русанова Т.Н. настаивала на доводах и требованиях, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю и комиссии по доверенности Ковтун В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое решение комиссии является обоснованным, принятым на основании достаточных документов. Администрацией не представлены доказательства нарушения комиссией требований закона.
Представитель ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Кимбар Т.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, полагая решение комиссии законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Предусмотренный процессуальным законом трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением администрацией Кореновского городского поселения соблюден. Решение вынесено 22 сентября 2016 года, а исковое заявление подано в суд 19 декабря 2016 года.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.
Земельный участок с кадастровым номером " ... " находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Вместе с тем, земельный участок принадлежит ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" министерства здравоохранения Краснодарского края на праве постоянного (бессрочного) пользования, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 1 декабря 2011 г. серии 23-АК N 375055. За пользование земельным участком учреждение оплачивает земельный налог.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности учреждения, поскольку земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости данного объекта. Кроме того, станция переливания крови N 3 является государственным бюджетным учреждением министерства здравоохранения Краснодарского края и в комиссии оспорила кадастровую стоимость земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края. Следовательно, учреждение действовало в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
В связи с чем, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов, изложенных в исковом заявлении.
Проверяя обоснованность оспариваемого решения комиссии по заявлению ГБУЗ "Станция переливания крови N 3", суд учитывает следующее.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Аналогичная норма закреплена в пункте 16 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Как усматривается из материалов дела, заявление ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" министерства здравоохранения Краснодарского края поступило в комиссию 9 сентября 2016 года.
Заседание комиссии было назначено на 22 сентября 2016 года. Уведомление о времени и месте проведения заседания комиссии в адрес администрации Кореновского городского поселения направлено 13 сентября 2016 года, то есть в установленный законом срок.
Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает тридцать процентов, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее установленным требованиям.
Следовательно, когда рыночная стоимость и кадастровая стоимость одного объекта недвижимости отличаются явно и значительно (свыше 30 процентов, как это предусмотрено указанным Порядком), замена одной стоимостной величины на другую выходит за пределы корректировки нормальных отклонений, законно обусловленных разницей в условиях и методах оценки. При таком расхождении указанный Порядок не допускает внесения простой поправки в кадастровую стоимость и предусматривает применение специальных юрисдикционных и экспертных средств, чтобы установить и обеспечить справедливое соотношение публичных и частных интересов.
В силу положений Закона об оценочной деятельности, а также приведенного Порядка, Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также по проверке положительного экспертного заключения на отчет об оценке.
При рассмотрении заявления ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" комиссией установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости в размере 82 процента.
В соответствии с пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются: дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами.
Также в протоколе в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются: фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.
Протокол, а также иные документы, представленные в комиссию для целей рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости, подлежат хранению в течение пяти лет с даты проведения заседания Комиссии.
В представленном протоколе заседания комиссии при рассмотрении заявления ГБУЗ "Станция переливания крови N 3" соблюдены указанные требований Порядка создания и работы комиссии.
Таким образом, суд считает соблюденным порядок проведения заседания комиссии.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения административного искового заявления главы Кореновского городского поселения Кореновского района отсутствуют.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления главы Кореновского городского поселения Кореновского района Пергун Е.Н. об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22 сентября 2016 года N 35/28 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2017 года.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.