Судья Верховного Суда Республики Коми Головков В.Л., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев жалобу ООО "Водоканал" на постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2016 года, которым ООО "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей,
УСТАНОВИЛ:
Служба Республики Коми по тарифам обратилась в суд с административным материалом о привлечении ООО "Водоканал" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту осуществления расчета при оказании услуг по перевозке пассажиров с использованием неутвержденного тарифа.
Суд принял указанное выше постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Водоканал" обратилось с жалобой, в которой просит его отменить, указывает на то, что перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам осуществлялись на основании утвержденного Администрацией МО ГО "Инта" Реестра регулярных муниципальных автобусных маршрутов, ссылается на несоразмерность назначенного наказания совершенному деянию, считает его слишком суровым.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены судебного постановления не усматриваю.
Часть 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценнообразования.
Как следует из обстоятельств дела и протокола об административном правонарушении, основанием возбуждения дела явилось осуществление ООО "Водоканал" в нарушение статьи 424 Гражданского кодекса РФ, постановления Правительства Республики Коми от 03 декабря 2012 года N 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми" расчетов за оказанные "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена" "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена" услуги по перевозке пассажиров по маршрутам г. ... , г. ... с применением тарифа ( ... ), не установленного Службой Республики Коми по тарифам.
Часть 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность применения в предусмотренных законом случаях цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 239 от 07 марта 1995 года перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси, включены в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Постановлением Правительства Республики Коми N 148 от 23 апреля 2012 года утверждено Положение о Службе Республики Коми по тарифам, в соответствии с подпунктом 42 пункта 10, подпункта 12 пункта 9 которого, Служба регулирует тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, а также осуществляет контроль в области регулируемых цен (тарифов) на оказываемые указанные услуги.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам N50/2 от 13 августа 2015 года разработана Методика расчетов тарифов и (или) их предельных уровней (значений) на перевозки пассажиров и багажа для разрешения, в том числе, вопросов расчета тарифов и (или) их предельных уровней (значений) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки рассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Настоящей Методикой определена методология расчета тарифов и (или) их предельных уровней (значений), в частности:
- для отдельных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении, по внутриобластным (внутримуниципальным междугородным) маршрутам, с учетом границ территорий соответствующих муниципальных образований в Республике Коми, для всех перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом внутриобластным (межмуниципальным) и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси;
- единых тарифов для всех перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях, а также по внутриобластным (внутримуниципальным междугородным) маршрутам, с учетом границ территорий соответствующих муниципальных образований в Республике Коми, для всех перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным (межмуниципальным) и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси;
- единых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях, а также по внутриобластным (внутримуниципальным междугородным) маршрутам на территориях муниципальных образований в Республике Коми для перевозчиков, в отношении которых органами местного самоуправления приняты в установленном порядке решения о предоставлении субсидий из местных бюджетов;
- для отдельных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях, по внутриобластным (внутримуниципальным междугородным) маршрутам, с учетом границ территории соответствующих муниципальных образований в Республике Коми, а также перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным (межмуниципальным) и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси, на долгосрочный период с учетом инвестиционной надбавки.
Руководствуясь требованиями статьи 4 Федерального закона N259-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статьей 34 Закона Республики Коми от 06 марта 2006 года N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми", а также положениями статьи 26 Закона Республики Коми N11-РЗ от 05 марта 2005 года "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми", суд установил, что осуществляемые за заявленный период ООО "Водоканал" перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом относятся к перевозкам по внутримуниципальным междугородним маршрутам.
С учетом фактических обстоятельств, требований закона, регулирующих порядок ценообразования, вывод суда о наличии в действиях ООО "Водоканал" как привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения обоснован.
Как следует из обстоятельств дела, "Дата обезличена" Администрацией МО ГО "Инта" и ООО "Водоканал" заключен договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа, по которому ООО "Водоканал" приняты обязательства осуществлять перевозки пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам ( "Номер обезличен" г. ... , г. ... ), сроком действия с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Перевозки пассажиров и багажа в населенные пункты по заявленным маршрутам в указанные дни осуществлялись по тарифам из расчета ... руб. за 1 км. При осуществлении расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров по маршрутам г. ... , г. ... Общество взимало плату в размере ... руб. (тарифа ... руб. и расстояния к месту следования ... км).
По условиям пункта 2.3.11 Договора установление провозной платы по услугам пассажирских перевозок относится к обязанностям Общества и устанавливается не выше уровня, определяемого по формуле с применением к предельному уровню тарифа на автомобильные перевозки на текущий период, установленному уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, коэффициента, предложенного ООО "Водоканал" в разделе 5 перечня оцениваемых показателей.Установлено, что Службой Республики Коми по тарифам как уполномоченным лицом единые тарифы и (или) их предельные уровни для всех перевозчиков, равно как и для отдельных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном по внутриобластным (внутримуниципальным междугородным) маршрутам на территории МО ГО "Инта" не устанавливались.
Согласно пояснениям ООО "Водоканал" расчет тарифа был осуществлен по формуле, указанной в пункте 6 Методики как расчет индивидуального тарифа, и составил ... руб. за 1 км. При расчете тарифа предельный уровень тарифа на автомобильные перевозки на текущий период определен на основании Приказа Службы Республики Коми по тарифам от 25 декабря 2014 года N 92/4 и составил ... руб.
Настоящим Приказом Службы Республики Коми по тарифам предельный размер тарифа установлен для перевозчиков, в отношении которых органами местного самоуправления приняты в установленном порядке решения о предоставлении субсидий из местных бюджетов.
Однако, согласно письму Администрации МО ГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" субсидирование ООО "Водоканал" не осуществляется, что свидетельствует о неправомерном применении при расчете тарифа установленных указанным приказом предельных сумм.
Следует учесть, что пункт 5 Методики обязывает перевозчика при расчете индивидуальных тарифов на перевозки пассажиров согласно Методике представлять расчет в Службу Республики Коми по тарифам для установления тарифов и (или) их предельных уровней (значений) на соответствующие перевозки.
Предусмотренная обязанность ООО "Водоконал" как ответственным лицом не выполнена. За установлением соответствующих тарифов ООО "Водоканал" в предусмотренном порядке в Службу Республики Коми по тарифам не обращалось. Доказательств, свидетельствующих об обратном не установлено и в адрес суда не представлено.
Действия Общества по осуществлению перевозок с применением при расчете оказываемых услуг ненадлежащего, не установленного соответствующим органом, тарифа правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и образуют состав вмененного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной в нарушением порядка ценообразования.
Ссылка заявителя жалобы на то, что при утверждении Реестра и схем движения автобусных маршрутов на территории МО ГО "Инта" Администрацией МО ГО "Инта" определено, что перевозка по указанным направлениям осуществляется по нерегулируемому тарифу, не может быть принята во внимание в качестве основания освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку данное распоряжение не является нормативно-правовым актом и не отменяет обязанности ООО "Водоканал" исполнения установленного законом порядка регулирования цен, в частности, определения расчета индивидуальных тарифов на перевозки пассажиров путем согласования с уполномоченным органом.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных в части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса).
Санкция части второй статьи 14.6 Кодекса РФ за совершение вмененного административного правонарушения безальтернативно устанавливает для юридических лиц административную ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В этой связи положениями статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена возможность замены субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде административного предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 приведенной статьи.
По правилам части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Осуществление перевозок по тарифам, несогласованным в установленном порядке, с учетом фактических обстоятельств, не свидетельствует о причинении имущественного ущерба, исключающего, в контексте части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможность применения при определении наказания положений названной статьи.
С учетом фактических обстоятельств, отнесения ООО "Водоканал" согласно Реестру Федеральной налоговой службы к субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствия причинения вреда, исключающего применения такого наказания в виде предупреждения, либо угрозы его причинения, и привлечения Общества к административной ответственности впервые, считаю возможным и необходимым, исходя из целей административного наказания, произвести замену назначенного судом наказания в виде штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При установленных по делу обстоятельствах, характера совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута путем применения более мягкого вида наказания в виде предупреждения, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности совершенному ООО "Водоканал" правонарушению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Водоканал" изменить, назначив ООО "Водоканал" наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми оставить без изменения.
Судья В.Л. Головков
Копия верна: В.Л.Головков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.