Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре К., рассмотрев 01 марта 2017 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2016 года, которым
постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми N "номер" от 04 октября 2016 года оставлено без изменения, жалоба ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения,
установил:
Постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми N "номер" от 04 октября 2016 года ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в суд с жалобой.
Судом вынесено вышеприведённое решение.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить.
Защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Перминова М.Г. поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В силу положений пункта "а" статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 414 от 29 июня 2007 года, при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 части 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 года размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утверждённого Постановлением Госстандарта РФ N 2-ст от 08 января 2002 года - нефть, является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Из материалов дела следует, что "дата" в результате разгерметизации межпромыслового нефтепровода " "наименование"", ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" допустило нефтезагрязнение участка лесного фонда, расположенного в "наименование", при котором произошла утечка нефтесодержащей жидкости на поверхность земли, площадь загрязнения составила 3000 м2.
Как видно из договора аренды лесного участка, юридическое лицо ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" является арендатором лесного участка земель лесного фонда, находящегося по адресу: "место нахождения". Предоставленный по договору аренды лесной участок, находится в защитных лесах (площадь 39,89 га).
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от "дата"; актом технического расследования причин инцидента на опасном производственном объекте, произошедшего "дата"; заключением специалиста от 11.01.2016 года; технологическим регламентом; техническим отчётом о проведении диагностирования; актом обследования результатов работ по локализации и ликвидации последствий инцидента на межпромысловом нефтепроводе " "наименование"", произошедшего "дата"; другими материалами дела.
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи районного суда не имеется.
При рассмотрении жалобы судья Усть-Цилемского районного суда проверил все доводы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения. Оснований не согласиться не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии вины в вменяемом обществу административном правонарушении, а также о том, что техническое диагностирование трубопровода было проведено и его эксплуатация разрешена до "дата", не освобождают юридическое лицо от ответственности, поскольку одной из обязанностей ООО "ЛУКОЙЛ -Коми" не допускать действий, приводящих к загрязнению окружающей среды. В суд не представлено доказательств того, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также провела своевременное полное исследование и инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов, обеспечило нормальное состояние изоляции на участках нефтепровода. Факт разлива нефти на поверхность земли лесного фонда подтверждён имеющимися в материалах дела документами и не опровергнут Обществом.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которыми
установлены обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
Согласно пункту 4 утверждённых Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" как эксплуатирующая организация, осуществив осмотр незаглубленных участков нефтепровода, контроль технического состояния с применением длинноволновой УЗД потенциально опасных участков нефтепровода, тем самым не оценив должным образом его работоспособность и объективную картину состояния всего тела трубы, не приняло всех зависящих от него мер к надлежащему обслуживанию и эксплуатации принадлежащего Обществу нефтепровода, где произошло повреждение его участка.
Довод Общества о том, что разливом нефти не причинен вред окружающей среде, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, в результате протечки разлив нефти произошел на площади 3000 кв.м., что безусловно свидетельствует о причинении вреда окружающей среде.
Ссылка автора жалобы на то, что загрязнение было распространено только на минерализированный грунт, опровергается материалами дела, в том числе фототаблицей.
Доводы заявителя в части того, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" ранее привлекалось по факту данного загрязнения лесного участка по части 4 статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и поэтому не должно повторно привлекаться за то же деяние, либо оба правонарушения должны были быть рассмотрены одновременно, в порядке части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в пределах одной из более строгой санкции, обоснованно отклонены судьей районного суда, так как объективная сторона вмененного в вину деяния выражена загрязнение лесов, то время как объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного постановления, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2016 года и постановление N "номер" старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 04 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.