СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства ... на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года, по которому заявленные требования удовлетворены; признано право А на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, с "Дата обезличена" в полном объеме; ГБУ РК " ... " обязано произвести А компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с "Дата обезличена" включительно в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ... руб.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Корткеросского района Республики Коми, в интересах А., обратился в Корткеросский районный суд Республики Коми с иском к ГБУ РК " ... " о признании о признании права А на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, с "Дата обезличена" в полном объеме, об обязании ответчика произвести А компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с "Дата обезличена" включительно в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму ... руб.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец, ответчик и третье лицо - Министерство ... в судебном заседании участие не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд принял приведенное решение, об отмене которого как принятого с нарушением норм материального права просит третье лицо.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспоренного судебного акта.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что А осуществляла педагогическую деятельность в МОУ " ... " с. ...
А. является получателем мер социальной поддержки в соответствии со статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по категории "педагогический работник муниципального образовательного учреждения в Республике Коми, работающий и проживающий в сельских населенных пунктах или поселках городского типа", ей назначались соответствующие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен" Жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано.
До "Дата обезличена" истице компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ответчиком предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с нормативами потребления услуги по освещению, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми".
Согласно сведениям ГБУ РК " ... " разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с "Дата обезличена" включительно составила ... руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", частей 1 (1) статьи 18, статей 20.1 и 21 Закона РК N 55-РЗ "О мерах социальной поддержки населения в РК", и, установив, что гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки нарушены, возложил на ответчика обязанность компенсировать А фактические расходы на оплату электроснабжения за спорные периоды.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ предусмотрено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.Со ссылкой на изменение указанного Закона Республики Коми N 55-РЗ с 24.06.2013 мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена ответчиком размером расчетной величины потребляемого ресурса только на освещение. По мнению Центра, применение норматива потребления коммунальной услуги, в данном случае только освещения, обусловлено отсутствием отдельного прибора учета электроэнергии на освещение.
Согласно введенному в действие Постановлением Правительства РК от 07.10.2013 N 383 п. 15.1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;
2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Судебная коллегия находит, что расчет в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действовавшим до 01.01.2016 Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, не предусматривавшим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации.
Позиция третьего лица основана на том, что при реализации рассматриваемой льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию на освещение помещения по установленному нормативу потребления. Однако, по мнению судебной коллегии, при разрешении настоящего спора подлежат применению и правильному толкованию нормы федерального законодательства о видах коммунальных услуг (электроснабжение, отопление) и регионального закона о полном возмещении платы за них.
Действия ГБУ РК " ... " в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления электрической энергии, за спорный период обоснованно признаны судом незаконными.
Законом Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Согласно пп. 4 п. 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в южной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, установлена в размере ... рублей. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2016.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что п. 15.1 Постановления Правительства РК от 05.05.2009 N 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является действующим нормативным актом, устанавливающий сумму компенсации в пределах норматива потребления, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора.
Предметом данного спора являлось оспаривание истцом объема предоставляемых в период с "Дата обезличена" года мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.
При разрешении дела по существу суд первой инстанции обоснованно руководствовался правилами статьей 11 Гражданского процессуального кодекса РФ о юридической силе нормативных правовых актов.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что расходы по оплате за жилищно-коммунальные услуги за "Дата обезличена" года истцом понесены в "Дата обезличена", следовательно, основания для компенсации расходов истца на оплату жилищно-коммунальных услуг возникли у Центра только в "Дата обезличена". Поскольку фактические расходы А понесены в ... году, суд первой инстанции обоснованно взыскал в её пользу компенсацию расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг по "Дата обезличена", в размере фактических расходов.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за "Дата обезличена", подлежит отклонению.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, ни ответчиком, ни третьим лицом не заявлялось о применении пропуска срока исковой давности в суде первой инстанции до принятия судом решения, следовательно, оснований для применения срока исковой давности у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства ... - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.