СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2017 г. дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 21 декабря 2016 г., которым
Исковое заявление прокурора Койгородского района, предъявленное в интересах Турубановой Т.В., удовлетворено.
Признаны действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Турубановой Т.В., исходя из норматива потребления, незаконными.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязано произвести Турубановой Т.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с марта 2015 года по 30 ноября 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму ...
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязано произвести Турубановой Т.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2015 года, в размере фактических расходов, на общую сумму ... рублей.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Койгородского района, действуя в интересах Турубановой Т.В., обратился в суд с заявлением к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" о признании незаконными действий ответчика в части осуществления расчета и выплаты истцу компенсации оплаты услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, просил обязать произвести выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с марта по декабрь 2015 года, в размере фактически понесенных расходов на оплату электроснабжения.
Суд принял приведенное решение, об отмене которого как принятого с нарушением норм материального права просит Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Турубанова Т.В. осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МАДОУ "Детский сад "Номер обезличен" общеразвивающего вида" с. Койгородок. Зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен". С 21.02.2011г. Турубанова Т.В. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельском населенном пункте
До 1 августа 2013 г. истцу компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения согласно показаниям прибора учета потребленной электрической энергии. В связи с тем, что жилое помещение Турубановой Т.В. не оборудовано отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, с сентября 2013 года ответчиком предоставлялись меры социальной поддержки исходя из норматива потребления электрической энергии. По решению Сысольского районного суда расходы по оплате освещения за период с сентября 2013 года по март 2015 года возмещены. В дальнейшем оплата вновь осуществлялась в соответствии с нормативами.
Разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение исходя из норматива потребления за период с марта 2015 года по 30 ноября 2015 года составила ... , за декабрь 2015 года - ... рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", частей 1 (1) статьи 18, статей 20.1 и 21 Закона РК от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О мерах социальной поддержки населения в РК", и установив, что гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки нарушены, возложил на ответчика обязанность компенсировать Турубановой Т.В. фактические расходы на оплату электроснабжения за спорный период.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции закона от 24 июня 2013 г. N 54-РЗ) предусмотрено предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, в частности в виде оплаты в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Порядок реализации положений Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства РК от 5 мая 2009 г. N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Согласно пункту 15-1 постановления Правительства РК от 5 мая 2009 г. N 115, введенному постановлением Правительства РК от 7 октября 2013 г. N 383 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Между тем по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
С 1 сентября 2013 г. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", согласно статье 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ (часть 8).
Сопоставление содержания приведенной нормы действующего Закона с положениями статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" в последней редакции, также предусматривающей право названной категории педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и предписывающей устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование прав и свобод педагогических работников, гарантий их реализации в целом осталось прежним на сегодняшний день.
В связи с изложенным судебная коллегия находит правомерным суждение суда первой инстанции о том, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения, в том числе нормативов потребления коммунальных услуг.
На день вступления в силу Федерального закона N 439-ФЗ от 29 декабря 2010 г. (11 января 2011 г.) педагогическим работникам было гарантировано право на бесплатное жилое помещение, предусматривающее полное освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг без каких-либо ограничений. Избранный конкретным субъектом Российской Федерации механизм реализации льгот не может в конечном результате привести к уменьшению объема установленных на уровне Закона Российской Федерации социальных прав.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления. Таким образом, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что размер компенсации за декабрь 2015 года подлежит определению с учетом изменений, действующих с 1 января 2016 года, не правомерны.
Согласно ст. 2 Закон Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" закон вступил в силу с 1 января 2016 года. Меры социальной поддержки предоставляются (выплачиваются) начиная с 1 января 2016 года в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размерах, установленных пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". При этом законом не предусмотрена выплата компенсации по обязательствам, возникшим до "Дата обезличена".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 21 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.