СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в судебном заседании 02 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 23 декабря 2016 года, по которому
исковое заявление прокурора Койгородского района Республики Коми, предъявленное в интересах Кононенко Г.Л., удовлетворено.
Признаны действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Кононенко Г.Л., исходя из норматива потребления, незаконными;
возложена обязанность на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" произвести Кононенко Г.Л. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с марта 2015 года по 30 ноября 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму ... рублей ... копеек;
возложена обязанность на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" произвести Кононенко Г.Л. компенсацию расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2015 года, в размере фактических расходов, на общую сумму ... рублей ... копеек.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор Койгородского района Республики Коми обратился в суд в интересах Кононенко Г.Л. с иском о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района (далее по тексту - ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из нормативов потребления; обязании произвести компенсацию расходов на оплату услуг освещения жилого помещения с марта по 30 ноября 2015 года в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, а также компенсацию расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2015 года, в размере фактических расходов.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Кононенко Г.Л. осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МАДОУ "Детский сад N 2 общеразвивающего вида" с.Койгородок, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен"
Истец является получателем мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
В связи с тем, что жилое помещение Кононенко Г.Л. не оборудовано отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, с 14 ноября 2014 года ответчиком предоставлялись меры социальной поддержки исходя из норматива потребления электрической энергии. По решению Сысольского районного суда Республики Коми расходы по оплате освещения за период с сентября 2013 года по март 2015 года возмещены. В дальнейшем оплата вновь осуществлялась в соответствии с нормативами.
Согласно представленным ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района" сведениям, разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной истцу денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления за период с марта по 30 ноября 2015 года, составила ... руб.
Кроме того, установлено, что в декабре 2015 года расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг Кононенко Г.Л. составили ... руб., в феврале 2016 года возмещение расходов за оплату услуг освещения составили 2040 руб. Согласно представленным ответчиком сведениям, разница между фактически понесенными расходами истца на оплату жилищно-коммунальных услуг и выплаченной ей денежной компенсацией на указанные расходы за декабрь 2015 года составила ... руб.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ предусмотрено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24 июня 2013 года N 54-РЗ, от 07 октября 2013 года N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Со ссылкой на изменение указанного Закона Республики Коми N 55-РЗ с 24 июня 2013 года мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена ответчиком размером расчетной величины потребляемого ресурса только на освещение. По мнению Центра, применение норматива потребления коммунальной услуги, в данном случае только освещения, обусловлено отсутствием отдельного прибора учета электроэнергии на освещение.
Согласно введенному в действие Постановлением Правительства РК от 07 октября 2013 года N 383 пункту 15.1 Постановления Правительства Республики Коми от 05 мая 2009 года N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;
2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Законом Республики Коми от 22 декабря 2015 года N 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Согласно пп. 4 п. 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 22 декабря 2015 года N 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в южной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, установлена в размере 2040 рублей.
Указанные изменения вступили в законную силу с 01 января 2016 года.
Судебная коллегия находит, что расчет в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действовавшим до 1 января 2016 года Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ, не предусматривавшим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации.
Позиция ответчика основана на том, что при реализации рассматриваемой льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию на освещение помещения по установленному нормативу потребления. Однако, по мнению судебной коллегии, при разрешении настоящего спора подлежат применению и правильному толкованию нормы федерального законодательства о видах коммунальных услуг (электроснабжение, отопление) и регионального закона о полном возмещении платы за них.
Вместе с тем, установив, что за декабрь 2015 года возмещение истцу оплаты жилищно-коммунальных услуг произведено ответчиком не по фактическим расходам, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о взыскании в пользу истца разницы между фактически понесенными расходами по оплате жилищно-коммунальных услуг и выплаченной компенсацией в размере 2040 руб., что составило ... руб.
Довод жалобы о том, что указанные расходы не подлежат возмещению, поскольку понесены истцом в январе 2016 года, судебная коллегия не принимает во внимание, как основанные на неверном толковании приведенных норм права.
Ссылка Министерства на не применение пункта 15-1 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, так как суд в ходе рассмотрения спора в порядке искового производства, на основании статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе не применять норму права, имеющую меньшую юридическую силу.
Выводы суда первой инстанции подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.