СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 2 марта 2017 гола дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2016 года, по которому
иск прокурора г. Сыктывкара в интересах Рудакова В.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить жилое помещение удовлетворен.
Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обязана предоставить Рудакову В.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек общей площадью не менее 13,5 кв.м, на условиях специализированного найма в пределах территории МО ГО "Сыктывкар"
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Рудакова В.В., прокурора Шевелеву М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Сыктывкара в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах Рудакова В.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" иск не признал. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом принято указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.
В своей жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Коми полагает, что суд превысил свои полномочия, вмешавшись в компетенцию органа местного самоуправления, не учел порядок финансирования соответствующих расходов и наличие иных лиц той же категории, что и истец, стоящих на учете на получение жилья за меньшим порядковым номером.
Прокурор города Сыктывкар представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Рудаков В.В. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность включить Рудакова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений с даты обращения "Дата обезличена"., до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 октября 2015 года часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми.
Суд первой инстанции, установив, что Рудаков В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, на момент рассмотрения спора жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечен, пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение.
Не оспаривая право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, третье лицо в апелляционной жалобе указало о том, что права и законные интересы истца ответчиком не нарушались, поскольку обеспечение детей-сирот и лиц из их числа должно осуществляться исходя из очередности получения финансирования на данные цели, а не по судебному решению.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, считая их основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами приведенного законодательства именно органы местного самоуправления в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.