СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.
судей Ауловой Т.С. и Ошманкевича Р.А.
при секретаре Калинкович И.С.
рассмотрела в судебном заседании 13 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе АМО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 января 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" в постановке на учет Горбенко ФИО18 и членов ее семьи Горбенко ФИО19, Горбенко ФИО20, Горбенко ФИО21, Горбенко ФИО22 года на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04. 2005 года за N 30 -РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" и по Закону Республики Коми от 28.06. 2005 года за N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Обязать Администрацию МО ГО "Сыктывкар" поставить на учет Горбенко ФИО23 с учетом членов семьи: Горбенко ФИО24, Горбенко ФИО25, Горбенко ФИО26., Горбенко ФИО27 на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04. 2005 года N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", по категории "семьи имеющие трех и более детей", с даты подачи заявления - 1 марта 2016 года.
Обязать Администрацию МО ГО "Сыктывкар" поставить на учет Горбенко ФИО28 с учетом членов семьи: Горбенко ФИО29, Горбенко ФИО30 года рождения, Горбенко ФИО31 года рождения, Горбенко ФИО32 года рождения на предоставление земельного участка в рамках Закона Республики Коми от 28.06. 2005 года за N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", с даты подачи заявления - 1 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения Горбенко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбенко С.В обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.04.2016 года во включении в списки граждан на получение земельного участка по Закону Республики Коми от 28.07. 2005 года за N 59 РЗ " регулировании некоторых вопросов земельных отношений" и на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04. 2005 года за N 30 - РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретении жилья и просила обязать включить в списки на получение земельного участка в соответствии с Законом Республики Коми за N 59 РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и Закона Республики Коми за N 30 РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель АМО ГО "Сыктывкар" требования не признал, ссылаясь на умышленное ухудшение своих жилищных условий истцом.
Третье лицо Горбенко В.С. участия в судебном заседании не принял.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе АМО ГО "Сыктывкар" решение суда просит отменить как незаконное, постановленное без учета требований закона и фактических обстоятельств спора.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены определения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Горбенко С.В. с семьей с 2003 года проживала в "Адрес обезличен" была передана в собственность Горбенко С.В.
Муж истца - Горбенко В.С. выехал из "Адрес обезличен" в 2009 году и вселился в "Адрес обезличен", где и зарегистрирован по месту жительства.
Горбенко С.В. с детьми выехала из поселка "Адрес обезличен" 2012 году и зарегистрировалась также в "Адрес обезличен"
После приезда в город Сыктывкар заявительница с членами семьи фактически проживала в "Адрес обезличен" и намеревались приобрести данный дом у владельца дома, но сделка не состоялась.
В настоящее время Горбенко В.С., Горбенко С.В. и их несовершеннолетние дети супругов Горбенко ФИО33, Горбенко ФИО34, Горбенко ФИО35 зарегистрированы в "Адрес обезличен", где так же зарегистрирована зарегистрирована мать супруга ФИО14
При этом фактически истец с семьей снимает жилье по адресу "Адрес обезличен" связи со стесненными условиями проживания в однокомнатной квартире площадью ... кв.м "Адрес обезличен", которая принадлежит на праве собственности по ... доле ФИО1, ФИО2 и ФИО5 согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от 27.11. 2012 года.
В данном жилом помещении проживает ФИО14
01.03. 2016 года заявитель обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о постановке на учет по категории "семьи, имеющие трех и более детей" в рамках Закона Республики от 05.04. 2005 года за N 30 РЗ " О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" и по Закону Республики Коми от 28.06. 2005 года за N 59- РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Протоколом за N 14 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО " Сыктывкар" от 13.04. 2016 года в постановке на учет было отказано в связи с тем, что заявителем были ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты по Закону РК N 30 РЗ и на предоставление земельного участка по Закону РК N 59 РЗ.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что Горбенко С.В. продала принадлежавшее ей на праве собственности жилое помещение в "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м "Дата обезличена".
В соответствии с ч 3 ст 2 Закона Республики Коми от 05.04. 2005 года за N 30 РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и /или/ членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или/ принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, определенного федеральным законодательством, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в предоставление земельного участка заложены в Законе Республики Коми за N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений"
Подпунктом 3 п. 13 ст. 2 Закона N 30 РЗ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет после устранения причин, послуживших основанием для отказа. При ухудшении жилищных условий с намерением приобретения жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения (п.п. 14 ст.2 Закона).
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку с момента продажи истцом квартиры в "Адрес обезличен" прошло менее пяти лет, АМО ГО "Сыктывкар" посчитала, что основания для постановки на учет не имеется в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет для получения мер социальной поддержки.
Суд, удовлетворяя требования Горбенко С.В., указал, что доказательств намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью постановки на учет для получения мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий, АМО ГО "Сыктывкар" не представило.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Как правильно указал суд, по смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение указанных норм права должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, как следует из пояснений Горбенко С.В., квартира в поселке "Адрес обезличен" была продана вынужденно, в связи с её переездом из поселка, где отсутствуют работа для неё, регистрация Горбенко С.В. с детьми в 2012 году не повлияло на нуждаемость всей семьи, так как даже при наличии зарегистрированных Горбенко В.С. с матерью ФИО14, они являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий - при норме постановке на учет в г Сыктывкаре 10,5 кв.м.
Правомерно судом учтено и то обстоятельство, что третий ребенок в семье Горбенко родился только в ... году и до этого момента она не могла быть поставлена на учет как по Закону РК N30-РЗ на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, так и по Закону РК N59-РЗ на получение земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более детей".
Поскольку доказательств, подтверждающих умышленный характер действий Горбенко С.В. по продаже жилого помещения с целью дальнейшей постановки на учет на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилья и на получение земельного участка, ответчиком не представлено, то продажа квартиры истицей не может рассматриваться как намеренные действия по ухудшению жилищных условий ее и членов ее семьи.
Доводы апелляционной жалобы полностью соответствуют позиции ответчика в судебном заседании Сыктывкарского городского суда, все мотивы, соответствующие требованиям закона и фактическим обстоятельствам спора, принятого решения подробно приведены в решении суда, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.