Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Костенко Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 15 февраля 2017 г. в г.Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению Товмасян Т.Г. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Товмасян Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен"; об изменении кадастровой стоимости данного нежилого помещения, определенной по состоянию на 1 января 2015 г., установив ее в размере, рассчитанном с учетом корректного отнесения объекта к группе объектов недвижимого имущества; об изменении кадастровой стоимости данного нежилого помещения, определенной по состоянию на "Дата обезличена", установив ее в размере, рассчитанном с учетом корректного отнесения объекта к группе объектов недвижимого имущества; о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2015 г. и "Дата обезличена". в размере, рассчитанном с учетом корректного отнесения объекта к группе объектов недвижимого имущества; о взыскании судебных расходов в размере ... , в том числе расходов по уплате государственной пошлины в размере ... , расходов за нотариальное удостоверение документов в размере ... , расходов за изготовление выписки из ЕГРП в размере ... , указав в обоснование, что она является собственником нежилого помещения, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен". По состоянию на 1 января 2015 г. данный объект недвижимости имел общую площадь ... кв.м. В связи с изменением площади в результате капительного ремонта и уточнением наименования объекта было выдано свидетельство о государственной регистрации права от "Дата обезличена" взамен свидетельства от "Дата обезличена" В результате утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов капительного строительства, расположенных на территории Республики Коми, кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2015 г. составила ... Согласно техническому паспорту РБТИ от "Дата обезличена" общая площадь нежилого помещения составила ... кв.м. Кадастровая стоимость нежилого помещения была пересчитана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми и с "Дата обезличена" составила ... В результате переписки с административными ответчиками она узнала, что при составлении отчета спорный объект недвижимости был отнесен оценщиком к группе "Объекты многоквартирной жилой застройки". Поскольку нежилое помещение не является объектом многоквартирной жилой застройки, полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена неверно и затрагивает ее обязанности по уплате налога.
В заявлении от "Дата обезличена" Товмасян Т.Г. требования уточнила и просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 1 января 2015 г. в размере ... , по состоянию на "Дата обезличена" в размере ... , обязать административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости вновь установленную кадастровую стоимость нежилого помещения по состоянию на "Дата обезличена" и "Дата обезличена" В остальной части заявленных административных требований оставила без изменения.
Определением судьи от "Дата обезличена". к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми.
Административный истец в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку при принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки Министерство является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и принимает акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Министерство не наделено полномочиями и функциями по пересмотру, изменению результатов определения кадастровой стоимости объектов. Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают ее права и обязанности.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не приняли.
В письменном отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми требование административного истца об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установив ее в размере, рассчитанном с учетом корректного отнесения объекта к группе объектов недвижимого имущества, не оспаривало.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми в отзыве просило в удовлетворении заявленных требований отказать, так как учреждение не нарушало прав истца. Отнесение объекта недвижимости к той или иной группе оценки учреждение не осуществляло и такое отнесение не входит в компетенцию учреждения. Действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществлены в полном соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 18 марта 2011 г. N113.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав пояснения специалиста индивидуального предпринимателя К. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из содержания п.1 ч.1 ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения (ст.ст. 375, 378.2, 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, к числу которых отнесены иные здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 г. N329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, согласно приложениям к настоящему приказу (Приложение 1 - Приложение 4).
В таблице результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 1 января 2015 г. указано помещение, площадью ... кв.м. с кадастровым номером "Номер обезличен" кадастровой стоимостью ... (приложение "Номер обезличен", позиция ... ).
Постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 г. N 496 "О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений" утверждено Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Как следует из Положения, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере. Министерство является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом (пункты 1, 8).
Правила проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113.
Как следует из материалов дела, Товмасян Т.Г. является собственником нежилого помещения, общей площадью ... кв.м., этаж ... , номера на поэтажном плане ... , расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен" (свидетельство о государственной регистрации права от "Дата обезличена").
"Дата обезличена" были внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от "Дата обезличена" и технического плана помещения по следующим характеристикам: площадь - ... кв.м.
"Дата обезличена" были внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от "Дата обезличена" и технического плана помещения - внесено наименование объекта - ...
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от "Дата обезличена" из которого следует, что Товмасян Т.Г. является собственником ... , назначение: нежилое, площадью ... кв.м., этаж: ... , расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен"
"Дата обезличена" Государственным унитарным предприятием Республики Коми "Республиканское бюро технической инвентаризации" составлен технический паспорт нежилого помещения, из которого следует, что общая площадь помещения составляет ... кв.м.
"Дата обезличена" были внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от "Дата обезличена" и технического плана помещения по следующим характеристикам: площадь - ... кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "Дата обезличена" Товмасян Т.Г. является правообладателем нежилого помещения, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен".
Как следует из кадастровой справки филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Коми кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объекта с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на "Дата обезличена" составляет ... (акт об утверждении кадастровой стоимости от "Дата обезличена" "Номер обезличен").
В соответствии с абзацем 11 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 13.13 Постановления Правительства Республики Коми от 28 декабря 2004 г. N 254 "Об Агентстве Республики Коми по управлению имуществом" приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 г. N329Д (правопреемник - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений) на основании положительного экспертного заключения N 130 от 5 октября 2015 г. на отчет N 1К/08/15 "Об определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми", утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, согласно приложениям к настоящему приказу (Приложение 1 - Приложение 4).
Отчет N1К/08/15 об определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, подготовленный по заказу Агентства Республики Коми по управлению имуществом ООО "Консалтинг сквэа" размещен на официальном сайте Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений - http://agui.rkomi.ru/page/14622/.
Как следует из пункта 3.4 Отчета (группировка объектов оценки) объекты, содержащиеся в перечне, в соответствии с п. 16 ФСО N 4, разбиты оценщиком на группы объектов оценки.
Объекты первой группы представляют собой объекты многоквартирной жилой застройки. Это многоквартирные жилые здания, в том числе общежития квартирного типа, а также жилые помещения, входящие в их состав, в том числе дома, домовладения, если назначение здания жилой дом/многоквартирный дом.
Объекты пятой группы представлены объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения. Это объекты коммерческой недвижимости, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из содержания Отчета N1К/08/15 следует, что нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности Товмасян Т.Г., было включено оценщиком в перечень объектов имущества, подлежащих оценке, и отнесено к первой группе объекта недвижимости "объекты многоквартирной жилой застройки". Об этом свидетельствуют: приложение N1 (к отчету) - перечень объектов оценки, файл - помещения; приложение N5 (к отчету) - группировка объектов оценки, файл - группировка-помещения.
Между тем, доказательств подтверждающих правомерность отнесения оценщиком нежилого помещения - ... к первой группе объектов недвижимости "объекты многоквартирной жилой застройки" на дату проведения массовой оценки, то есть на 1 января 2015 г., материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о неправомерности отнесения оценщиком спорного нежилого помещения к первой группе объектов недвижимости "объекты многоквартирной жилой застройки".
При отнесении спорного объекта недвижимости к пятой группе объектов недвижимости "объекты коммерческой недвижимости, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг", суд исходит из собранных по делу доказательств, которые свидетельствуют о том, что функциональное назначение и фактическое использование объекта по состоянию на 1 января 2015 г. связано с оказанием услуг неопределенному кругу лиц в области автотехобслуживании.
Устанавливая кадастровую стоимость нежилого помещения - ... при правильном отнесении объекта недвижимости к пятой группе объектов недвижимости суд берет за основу расчет, произведенный административным истцом (л.д. ... ), по следующим основаниям.
Судом сопоставлены данные приведенные в расчете истца с данными, изложенными оценщиком в отчете N1К/08/15, которые соответствуют действительности и с учетом пояснений специалиста, суд установил, что алгоритм расчета Товмасян Т.Г. соответствует описанию уравнений (методологии расчета) указанного в отчете оценщика (формулы проставлены, согласно описанию в отчете).
Кроме того, суд исходит из требований процессуального закона, в силу которого одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Частью 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Возражая против представленного административным истцом расчета, представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений контррасчета при правильном отнесении объекта капитального строительства к группе объектов недвижимости не представил.
Доводы административного ответчика о принятии административным истцом недостаточного количества объектов-аналогов не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральные стандарты оценки (ФСО N1-13) не содержат правовой нормы, устанавливающей минимально необходимое количество объектов-аналогов.
При анализе отчета N1К/08/15 следует, что по итогам проведенного анализа, оценщик пришел к выводу, что рынок недвижимости завершенных строительством объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, не развит. Рыночной информации об объектах-аналогах недостаточно для построения статистической модели оценки. В связи с изложенным, предполагается, что их кадастровая стоимость будет определена на основе рыночной стоимости (п.3.4 отчета).
Однако установление кадастровой стоимости нежилого помещения в размере равном его рыночной стоимости является одним из оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч.1 ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзац 11 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, установление кадастровой стоимости нежилого помещения в размере равном его рыночной стоимости является правом административного истца, которое реализуется посредством заявления соответствующего искового требования, и суд не вправе устанавливать кадастровую стоимость равную рыночной, без надлежащим образом оформленного требования административного истца.
Поскольку в силу требований части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, суд на основе анализа расчета административного истца определяет кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 1 января 2015 г. в размере ... (где ... - удельный показатель кв.м.; ... - площадь нежилого помещения).
Заявленное административным истцом требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является результатом цифрового значения показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости. При удовлетворении данного требования, суд устанавливает числовое значение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем самостоятельного отражения в резолютивной части решения об удовлетворении данного требования не требуется.
Сведения в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости) о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере ... (из площади помещения ... кв.м.), по состоянию на "Дата обезличена". (из площади ... кв.м.) являются архивными, так как на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от "Дата обезличена" "Номер обезличен" филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Коми кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объекта с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на "Дата обезличена"., составляет ...
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона N 361-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абзацу 1 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов административного дела, заявление о пересмотре кадастровой стоимости Товмасян Т.Г. подано в суд "Дата обезличена"
Требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере ... удовлетворению не подлежит, так как запись акта об установлении кадастровой стоимости на данную дату является архивной и с учетом положений абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, с 1 января 2015 г. за истцом не сохранено.
В то же время имеются основания для пересмотра архивной записи по состоянию на "Дата обезличена" поскольку она действовала на период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" включительно и с учетом положений абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право за истцом на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, с 1 января 2016 г. не утрачено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований и установлении кадастровой стоимости нежилого помещения - ... , площадью ... кв.м., этаж: ... , расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен" в размере ... , ( ... ), определенную по состоянию на "Дата обезличена"., на период с 1 января 2016 г. и по 18 "Дата обезличена" включительно; установлении кадастровой стоимости этого же нежилого помещения, площадью ... кв.м., в размере ... ( ... ), определенную по состоянию на "Дата обезличена"., на период с ... и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Позиция Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений о том, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают ее права и обязанности не основана на законе и материалах дела.
Товмасян Т.Г. является титульным собственником нежилого помещения, кадастровая стоимость которого напрямую связана с обязанностью уплачивать законно установленные налоги на территории Российской Федерации (с размером установленного налога).
Поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в результате оспаривания ее стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в силу требований Закона (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности и в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), и принятия для этого дополнительного решения не требуется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части обязания ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми и Управления Росреестра по Республике Коми внести в государственный кадастр недвижимости вновь установленную кадастровую стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2015 г. и на "Дата обезличена"
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.
При предъявлении настоящего административного искового заявления Товмасян Т.Г. понесла расходы по уплате государственной пошлины в размере ... , расходы за нотариальное удостоверение копий правоудостоверяющих документов в размере ... , расходы за получение выписки из ЕГРП в размере ...
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего. В соответствии со ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Исходя из правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки (пункт 7).
Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений и Управление Росреестра по Республике Коми.
Поскольку Управление Росреестра по Республике Коми не оспаривало право административного истца на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о возможности его освобождения от возмещения истцу судебных расходов, взыскав понесенные административным истцом судебные расходы с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Товмасян Татьяны Геннадиевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения - ... площадью ... кв.м., этаж: ... , расположенного по адресу: Республика "Адрес обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен" в размере ... определенную по состоянию на "Дата обезличена" на период с 1 января 2016 г. и по "Дата обезличена" включительно.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения - ... , площадью ... кв.м., этаж: ... , расположенного по адресу: "Адрес обезличен" с кадастровым номером ... в размере ... определенную по состоянию на "Дата обезличена"., на период с "Дата обезличена" и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления Товмасян Татьяны Геннадиевны о пересмотре кадастровой стоимости считать "Дата обезличена"
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен" расположенного по адресу: "Адрес обезличен"
Взыскать с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу Товмасян Татьяны Геннадиевны ... - расходы по уплате государственной пошлины, ... - расходы за нотариальное удостоверение копий правоудостоверяющих документов; ... - расходы за получение выписки из ЕГРП, а всего - ...
В удовлетворении остальных административных исковых требований Товмасян Татьяне Геннадиевне отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено "Дата обезличена"
Председательствующий Е.Л. Костенко
Копия верна судья Е.Л. Костенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.