Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 декабря 2016 года дело по административному исковому заявлению Сивергина П.С. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости.
Заслушав объяснения административного истца Сивергина П.С., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми Е.., суд
установил:
Сивергин П.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта "Торговое здание", общей площадью ... квадратных метров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он является арендатором указанного земельного участка. Кадастровая стоимость находящегося в пользовании земельного участка определена в размере ... В подтверждение доводов представил отчет "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный индивидуальным предпринимателем З.., согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по адресу: "Адрес обезличен", с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью ... кв.м., по состоянию на 21.03.2014 составляла ... рублей. Экспертным заключением "Номер обезличен" от "Дата обезличена" некоммерческого партнерства " ... " отчет "Номер обезличен" был признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от ее рыночной стоимости и оказывает влияние на размер арендной платы. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21.03.2014, на период с 21.03.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости; возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости с указанием следующих реквизитов: "дата постановки на кадастровый учет": "21.03.2014", "Кадастровая стоимость": " ... ".
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
Административный истец Сивергин П.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми Е. не возражал против удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости.
Административные соответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в отзывах заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определилрассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктами 2, 4, 10 указанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" установлено, что для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что согласно договору аренды земельного участка "Номер обезличен" от "Дата обезличена" администрация МО ГО "Сыктывкар" передала в аренду ООО " ... " земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью ... кв.м., расположенный по адресу: Республика "Адрес обезличен", для строительства объекта "Торговое здание" сроком до "Дата обезличена".
Согласно договору уступки прав требования (Цессия) по договору аренды земельного участка "Номер обезличен" от "Дата обезличена", ООО " ... " "Дата обезличена" передало Сивергину П.С. права и обязанности по договору аренды земельного участка "Номер обезличен" от "Дата обезличена" с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью ... кв.м., расположенный по адресу: "Адрес обезличен"), для строительства объекта "Торговое здание".
Сивергин П.С. с "Дата обезличена" является арендатором указанного земельного участка.
Административный истец Сивергин П.С. является плательщиком арендной платы, величина которой зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" рассчитана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми в размере ... по состоянию на 21.03.2014 на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 N 515, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 01 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости "Дата обезличена".
Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является отчет независимого оценщика.
Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховный Суд РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный индивидуальным предпринимателем З.., согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по адресу: "Адрес обезличен", с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью ... кв.м. по состоянию на 21.03.2014 составляла ...
Суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, поскольку содержащаяся в нем информация и анализ исходных данных об использованных объектах-аналогах отвечает предъявляемым к нему требованиям и не вызывает сомнений в достоверности.
В подтверждение своей позиции по делу административным истцом представлено также в суд экспертное заключение "Номер обезличен" от "Дата обезличена" эксперта М. некоммерческого партнерства " ... ", согласно которому указанный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности вывода эксперта М.., поскольку заключение эксперта мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
В заключение присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения. В заключении приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанную оценщиком и экспертом величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", или свидетельствуют о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено, суд приходит к выводу о признании административного иска Сивергина П.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", в размере его рыночной стоимости, равной ... рублей, определенной по состоянию на 21 марта 2014 года, подлежащим удовлетворению.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона N 225-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ").
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" вступил в силу со дня официального опубликования 22.07.2014.
Как видно из материалов дела, заявление о пересмотре кадастровой стоимости Сивергиным П.С. подано в суд "Дата обезличена", то есть после вступления в силу вышеуказанного закона.
Поскольку на момент обращения с административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания, которая применялась для исчисления арендной платы в 2016 году, то на основании статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для определения арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" на период с 01.01.2016 до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Разрешая административные исковые требования Сивергина П.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21.03.2014, на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 21.03.2014 по 31.12.2014, возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости с указанием следующих реквизитов: "дата постановки на кадастровый учет": "21.03.2014", "Кадастровая стоимость": " ... ", суд приходит к следующим выводам.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Поскольку административное исковое заявление подано Сивергиным П.С. "Дата обезличена", суд приходит к выводу, что административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21.03.2014, на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 21.03.2014 по 31.12.2014, удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, которым является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми.
Каких-либо сведений о том, что со стороны филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не представлено.
Поскольку решение суда является правовым основанием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка, административные исковые требования Сивергина П.С. о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости с указанием следующих реквизитов: "дата постановки на кадастровый учет": "21.03.2014", "кадастровая стоимость": " ... ", удовлетворению не подлежат.
Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления, прихожу к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 2 и 3 пункта 31 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
По настоящему делу административные ответчики не возражали против удовлетворения административного искового заявления Сивергина П.С. по установлению указанной в административном исковом заявлении рыночной стоимости земельного участка, следовательно, не имели противоположный с административным истцом юридический интерес.
При установленных обстоятельствах уплаченная Сивергиным П.С. при подаче административного иска государственная пошлина в размере ... рублей относится на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Сивергина П.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта "Торговое здание", общей площадью ... квадратных метров, расположенного по адресу: Республика "Адрес обезличен" в размере его рыночной стоимости, равной 2 ... рублей, определенной по состоянию на 21 марта 2014 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления Сивергина П.С. о пересмотре кадастровой стоимости считать "Дата обезличена".
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта "Торговое здание", общей площадью ... квадратных метров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В удовлетворении административных исковых требований Сивергина П.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21.03.2014, на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 21.03.2014 по 31.12.2014, возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" равной его рыночной стоимости с указанием следующих реквизитов: "дата постановки на кадастровый учет": "21.03.2014", "Кадастровая стоимость": " ... ", отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Коми.
Мотивированное решение в окончательной форме принято "Дата обезличена".
Председательствующий- Голиков А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.