Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 марта 2017 г. по делу N 33а-109/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе председательствующего Корякина В.Г., судей Двойцева Ю.В. и Сивова В.В. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Чаловской Е.В. и начальника отделения (территориального, г. Омск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Диденко Л.Н. на решение Омского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2016 г. по заявлению военного прокурора - войсковая часть ... Аханова С.Ю. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Омск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Сивова В.В. и выступление представителя административного ответчика Осинцевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
Названным решением Омский гарнизонный военный суд административный иск Аханова С.В. о признании незаконным решения начальника отделения (территориального, г. Омск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) от 13 октября 2016 г. в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях его дочери и расчета площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, удовлетворил частично: признал незаконным решение начальника Отделения в части необходимости учета площади в размере 19,7 кв.м. при обеспечении заявителя и членов его семьи жилым помещением и обязал названное должностное лицо отменить решение в указанной части и рассмотреть этот вопрос повторно. Остальные требования Аханова суд оставил без удовлетворения.
В апелляционных жалобах представитель ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны России (далее - Управление) Чаловская Е.В. и административный ответчик Диденко Л.Н., утверждая о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии им выводов суда, изложенных в решении, и нарушении норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование авторы жалоб указали, что супруга заявителя, отказавшаяся в 2012 году от 1/2 доли приобретенной ранее в период брака с Г ... квартиры, общей площадью 39,3 кв.м., тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. Поэтому, исходя из содержания ст. 53 и п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, её доля в названной квартире в размере 19.7 кв. м. подлежит учету при предоставлении Аханову жилого помещения, а вывод гарнизонного суда об обратном является ошибочным.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец, приводя соответствующие доводы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
По результатам рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из решения начальника Отделения от 13 октября 2016 г. N ... ) Аханов, его супруга, дочь и сын жены, также являющийся членом его семьи, с 30 августа 2016 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях и включены в соответствующий реестр. Кроме этого в решении также указано, что при обеспечении Аханова и членов его семьи жилым помещением до 28 февраля 2018 г. необходимо учитывать жилую площадь в размере 19,7 кв.м. в связи с прекращением у супруги административного истца А.С.Ю. права собственности на квартиру, принадлежавшую ей ранее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Факт принятия на учет, в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, оформляется решением соответствующего уполномоченного органа.
Порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в них, предусмотренный ст. 57 ЖК РФ, также устанавливает необходимость принятия соответствующим уполномоченным органом решения о таком предоставлении. При этом, только в ходе принятия данного решения при определении общей площади предоставляемого жилого помещения в силу ч. 7 ст. 57 этой же Кодекса надлежит учитывать площадь жилого помещения, находящегося у гражданина в собственности.
Данные положения закона гарнизонным военным судом при принятии решения в должной мере не учтены.
Так, признав незаконным решение начальника Отделения в оспариваемой части, указывающей на необходимость учитывать жилую площадь в размере 19,7 кв.м. при обеспечении Аханова и членов его семьи жилым помещением, суд, таким образом, преждевременно внедрился в обсуждение вопросов расчета площади жилого помещения в отсутствие решения уполномоченного жилищного органа о его предоставлении.
Между тем, суду следовало исходить из того, что решением начальника Отделения от 16 октября 2016 г. рассмотрен только вопрос принятия Аханова и членов его семьи, включая супругу, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, который разрешен в пользу административного истца.
В этих условиях упоминание в оспариваемой части текста решения жилищного органа площади, подлежащей в последующем учету при принятии решения о предоставлении жилья, на настоящий момент не нарушает его жилищных прав.
Кроме этого, в силу пункта 1 части 9 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. Вопреки данному положению закона Аханов не доказал факты нарушения своих жилищных прав оспоренными действиями должностного лица.
При таких обстоятельствах заявленные Ахановым требования удовлетворению не подлежали, поэтому окружной военный суд считает необходимым отменить решение гарнизонного военного суда в части признания незаконным решения начальника Отделения в связи с неправильным применением судом норм материального права, и на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принять новое решение об отказе административному истцу в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 177, 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2016 г. по административному иску Аханова С.Ю. в части признания незаконным решения начальника отделения (территориального, г. Омск) ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации отменить и принять новое решение, которым Аханову С.Ю. в удовлетворении данного требования отказать.
В остальной части указанное решение Омского гарнизонного военного суда оставить без изменения.
Председательствующий по делу В.Г. Корякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.