Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 марта 2017 г. по делу N 33а-120/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Войтко С.Н., судей: Захарова В.А. и Иванова В.В.,
при секретаре Лапатиной В.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению представителя административного истца - Керимова С.Ф., действующего в интересах Мошкарёва О.Н., об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 1 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также действий командира этой же воинской части, утвердившего это решение,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Керимова С.Ф. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Захарова В.А., объяснения представителя административного истца - Керимова С.Ф. в объеме апелляционной жалобы и представителя командира войсковой части 1 Герба В.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
как видно из материалов дела, ... Мошкарёв проходил военную службу по контракту с 1995 года.
В период прохождения военной службы в 2004 году ему была предоставлена на безвозмездной основе социальная выплата на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, рассчитанная из нормы обеспеченности на семью в составе 3-х человек 54 кв.м.
В феврале 2005 года Мошкарёв приобрел за счет жилищного сертификата в равных долях на всех членов семьи (он, жена и дочь - 2002 г.р.) двухкомнатную квартиру общей площадью 45,40 кв.м., расположенную по адресу: г. Омск, ул. Б ... , д. ... , кв. ...
В июле 2016 года Мошкарёв обратился в жилищную комиссию войсковой части 1 с рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении в городе Барнауле на семью в составе 4-х человек (он, жена, дочь 2002 г. рожд. и сын 2008 г. рожд.). Решением жилищной комиссии от 26 августа 2016 года, утвержденным командиром части, в удовлетворении рапорта Мошкареву было отказано, поскольку ранее он обеспечивался жильем по установленным нормам.
Приказом командира войсковой части 2 Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России от 29 июня 2016 года N * Мошкарёв уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта, а приказом командира войсковой части 1 от 10 октября 2016 года N ** - исключен из списков личного состава воинской части с этого же числа.
Посчитав свои права нарушенными, Мошкарев оспорил в суде указанное решение жилищной комиссии и действия командира войсковой части 1, связанные с его утверждением, настаивая на признании их незаконными и возложении на жилищную комиссию обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, с учетом ранее полученного от государства жилья, находящегося у него собственности.
Суд постановилприведенное выше решение, на отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме настаивает в апелляционной жалобе представитель административного истца Керимов С.Ф.
В обоснование этого автор жалобы приводит собственный анализ правовых норм, которыми, по его мнению, урегулированы спорные правоотношения, и утверждает, что выводы суда обусловлены ошибочным толкованием норм материального права.
Он полагает, что Мошкарёв имеет право на повторное обеспечение жильем в порядке улучшения жилищных условий с учетом всех членов его семьи в форме предоставления жилищной субсидии, с зачетом ранее полученного им от государства жилья.
При этом, указывая на увеличение состава семьи Мошкарёва до 4-х человек и сопоставляя это обстоятельство с учетной нормой жилой площади, установленной в городе Барнауле в размере 12 кв.м. на человека, Керимов делает вывод, о его нуждаемости в жилом помещении и необходимости принятия на соответствующий учет.
Кроме того в подтверждение своей позиции автор жалобы указывает на несоответствие толкования судом норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В заключение жалобы приводится анализ положений Конституции Российской Федерации и практики Конституционного Суда Российской Федерации, после чего делается вывод об отсутствии ограничений для военнослужащих, ранее обеспеченных жильем посредством реализации государственных жилищных сертификатов, на улучшение жилищных условий в период военной службы либо на обеспечение жилыми помещениями с зачетом ранее полученного от государства жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу врио командира войсковой части 1, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Исходя из этого суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что в 2005 году при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям Мошкарёв был обеспечен жилым помещением от государства по установленным нормам путем предоставления на безвозмездной основе социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата. При этом гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об обеспеченности Мошкарёва жильем по установленным нормам на семью в составе 4-х человек, о чем в решении приведены убедительные мотивы. В связи с этим оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, в том числе и путем получения жилищной субсидии, не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя административного истца, - необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2016 года по административному исковому заявлению представителя административного истца - Керимова С.Ф., действующего в интересах Мошкарёва О.Н., оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Керимова С.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий по делу С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.