Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Стракатовой З.Е., Савельевой Н.В.
при секретаре Гуйдо К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2016 года по иску Кярня И.А. к администрации Сегежского городского поселения о признании права пользования жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кярня И.А. обратилась в суд с иском к администрации Сегежского городского поселения о признании права пользования жилым помещением и о заключении договора социального найма по тем основаниям, что ей, как работнику ОАО "Сегежский ЦБК", ХХ.ХХ.ХХг. на основании ордера серии N N было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, ( ... ), в котором она проживает до настоящего времени, производит оплату жилищно-коммунальных услуг. Отмечала, что каких-либо иных жилых помещений на праве собственности или ином законном основании она не имеет. В настоящее время данная квартира принадлежит администрации Сегежского городского поселения, которая отказалась заключить с ней договор социального найма, ссылаясь на отсутствие на это у нее правовых полномочий. Истец не согласна с таким отказом, полагала, что приобрела право пользования указанной квартирой на условиях социального найма. В связи с чем, Кярня И.А. просила признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Карелия, ( ... ); обязать администрацию Сегежского городского поселения заключить с ней договор социального найма указанной квартиры; а также обязать ответчика вернуть ей денежные средства, уплаченные за наем спорного жилого помещения с января 2015г. по сентябрь 2016г. в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. и взыскать с администрации Сегежского городского поселения расходы по уплате государственной пошлины.
Определением Сегежского городского суда Республики Карелия от 26 октября 2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2016г. в удовлетворении иска Кярня И.А. отказано.
С таким решением не согласна истец.
В апелляционной жалобе Кярня И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать за ней право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Ссылаясь на положения ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" и ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также на разъяснения Верховного Суда РФ, данные в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и 14 июня 2006г., указывает, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Считает, что при таких обстоятельствах при передаче в муниципальную собственность данные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ". Полагает, что нежелание муниципального образования принимать в собственность такой жилой фонд не может ограничивать права граждан на заключение с ними договоров социального найма и дальнейшую приватизацию входящих в него квартир. Обращает внимание, что администрация Сегежского городского поселения не представила никаких доказательств, подтверждающих сохранение за спорным жилым помещением статуса служебного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кярня И.А., представитель ответчика администрации Сегежского городского поселения, представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
С принятием ЖК РФ и введением его в действие с 01 марта 2005г. служебные жилые помещения в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 указанной статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006г. N 42, предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии со ст.ст. 49, 50, 51, 52, 57, 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть заключен в соответствии с требованиями жилищного законодательства: в отношении жилых помещений, которые могут являться предметом договора социального найма; собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо уполномоченным им лицом (наймодателем); с гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятыми на учет в качестве таковых; в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет; по норме предоставления, а также с соблюдением иных, установленных жилищным законодательством условий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Сегежского городского совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХг. N утверждены, в том числе, списки распределения освободившейся жилой площади ПО "Сегежабумпром", в списке под номером 20 квартира N дома N по ул. ( ... ) в г. Сегежа значится как служебная ЖКО.
ХХ.ХХ.ХХг. исполнительным комитетом Сегежского Совета народных депутатов Кярня И.А. выдан ордер на семью из 3 человек на право занятия служебного жилого помещения площадью 26 кв.м., состоящего из 2 комнат в квартире по адресу: Республика Карелия, ( ... ). Данное жилое помещение было предоставлено истцу как работнику АО "Сегежабумпром".
Постановлением мэрии города Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХг. N в связи с акционированием АООТ "Сегежабумпром" принят жилищный фонд, объекты коммунального хозяйства и здания соцкультбыта в муниципальную собственность.
Согласно архивной справке МБУ "Сегежская централизованная библиотечная система" от ХХ.ХХ.ХХг. N в документах постоянного хранения исполкома Сегежского городского Совета за период 1989-1991г.г., мэрии г. Сегежи и Сегежского района (администрации Сегежского муниципального района) за период 1992-2006г.г. сведений о снятии статуса "служебная" с квартиры N в доме N по улице ( ... ) в г. Сегеже не содержится.
Исходя из выписки из Реестра муниципального имущества муниципального образования "Сегежское городское поселение", утвержденного решением XXXII сессии Совета Сегежского городского поселения I созыва от ХХ.ХХ.ХХ N квартира, расположенная по адресу: ( ... ), по акту приема-передачи от ХХ.ХХ.ХХг. ( N) (л.д. 89, оборот) на основании постановления Правительства Республики Карелия от 09 сентября 2008г. N189-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района" передана в муниципальную собственность Сегежского городского поселения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после передачи в муниципальную собственность занимаемое истцом жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке исключено из категории специализированного жилищного фонда, не представлено.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Установив, что заключение договора социального найма на спорную квартиру Кярня И.А. необходимо для ее дальнейшей приватизации, суд первой инстанции, принимая во внимание наличие статуса жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, ( ... ), как служебного, руководствуясь вышеприведенными нормами, а также положениями Закона от 04 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней право пользования спорной квартирой на условиях социального найма и об обязании ответчика заключить с ней договор социального найма.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с выводами суда в указанной части, полагая их соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подтвержденными представленными доказательствами, основанными на правильном применении норм материального права.
Разрешая требования истца об обязании ответчика вернуть истцу денежные средства, уплаченные за наем жилого помещения в размере 5275 руб. 26 коп., суд первой инстанции, установив, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности администрации Сегежского городского поселения, пришел к выводу о правомерности выставляемой платы и отказе в удовлетворении данных требований.
В данной части судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции.
Однако судебная коллегия не может согласиться с суждением суда относительно того, что на момент рассмотрения дела истец не состоит на учете в администрации Сегежского городского поселения в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Как следует из представленных доказательств, постановлением главы самоуправления г. Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХг. N Кярня И.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы самоуправления г. Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХг. N "Об перерегистрации граждан, состоящих на учете для получения жилплощади в администрации г. Сегежи" утвержден список граждан, состоящих на учете для получения жилплощади и прошедших перерегистрацию (приложение N).
В списке граждан, состоящих в очереди на получение жилой площади на общих основаниях по г. Сегежа Кярня И.А. значится под номером ( ... ).
Постановлением главы местного самоуправления города Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХ N "Об итогах перерегистрации граждан, состоящих на учете для получения жилой площади в администрации города Сегежи и Сегежского района", утвержден список граждан, состоящих на учете для получения жилой площади и прошедших перерегистрацию (приложение N). В указанном Списке Кярня И.А. значится под номером ( ... ).
Документы, подтверждающие снятие Кярня И.А. с учета в администрации Сегежского городского поселения в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности вывода суда об отказе в удовлетворении исковых требований по вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах дела решение суда по существу является законным и обоснованным, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст. ст. 56, 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены по доводам жалобы.
Оснований не согласиться с выводами суда, подробно изложенными в обжалуемом решении, у судебной коллегии не имеется. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие документов, подтверждающих наличие статуса служебного жилья у спорного жилого помещения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку опровергаются материалами дела.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.