Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Дрокиной С.Г., Андриановой И.В.
при секретаре Тёткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2017 г. гражданское дело по иску Илларионовой М.В. к администрации г.Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов РФ о предоставлении жилья во внеочередном порядке.
по апелляционным жалобам администрации г.Тамбова, Илларионовой Марины Владимировны на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 марта 2016 года
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
установила:
Илларионова М.В. обратилась в суд с иском к администрации города Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов Российской Федерации о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя свои требования тем, что постановлением мэра г. Тамбова от 20 июля 2004 г. их семья в составе трех человек: она, супруг Илларионов В.Н., их сын Илларионов М.В., была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" в связи с наличием у их сына инвалидности. Несмотря на наличие права на меры социальной поддержки, они до настоящего времени жильем не обеспечены.
Илларионов М.В. является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378. Данный факт подтверждается справкой медицинского учреждения.
Ссылаясь на ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявитель полагала, что их семья имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, кроме того, исходя из даты постановки на жилищный учет до 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" они имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма с учетом общей площади 18 кв. м на каждого члена семьи и права ребенка на дополнительную площадь, обязанность по реализации которого лежит на органе местного самоуправления за счет средств федерального бюджета.
Илларионова М.В. просила обязать администрацию города Тамбова и администрацию Тамбовской области обеспечить вне очереди ее семью в составе трех человек жилым помещением площадью не менее 54 кв. м, учитывая право Илларионова М.В. на дополнительную площадь.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 марта 2016 г. иск удовлетворен частично.
Администрация города Тамбова обязана предоставить Илларионову М.В., ***.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г.Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв. м.
В удовлетворении иска о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи из трех человек к администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Тамбова не согласен с решением суда, просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 23 марта 2016 отменить и вынести новое решение об отказе в иске к администрации города Тамбова.
Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления данную категорию граждан муниципальным жилым помещением по договорам социального найма никогда не обеспечивали.
В соответствии с ч. 5 п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, производится на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств Российской Федерации без признания их малоимущими, а обеспечение их муниципальными жилыми помещениями по договорам социального найма производится в соответствии с Жилищным кодексом РФ только через признания данной категории граждан малоимущими.
Из вышеизложенного следует, что Илларионов М.В. имеет право на
социальную выплату на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в
виде
сертификата за счет средств федерального бюджета, поскольку по данному
закону признание граждан малоимущими не требуется.
Не согласившись с решением Ленинского районного суда г.Тамбова в части отказа в предоставлении жилого помещения на семью-инвалида, предоставив жилое помещение на одного несовершеннолетнего ребенка-инвалида с апелляционной жалобой обратилась Илларионова М.В. Указывает, что решение в этой части не основано на законе, вынесено с нарушением норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Автор жалобы указывает, что ребенок в силу имеющегося у него заболевания и несовершеннолетнего возраста не может проживать самостоятельно, нуждается в постоянной, посторонней помощи. Однако суд, при решении вопроса об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения на всю семью, не учел это обстоятельство и вынес решение, по мнению автора жалобы, противоречащее закону и интересам ребёнка-инвалида.
Представителем управления социальной защиты и семейной политики Тамбовкой области поданы возражения на апеляционную жалобу. Полагает, что решение вынесено законнно и обоснованно. Указывает, что в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются во внечередном порядке на основании решений органа местного самоуправления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г. резолютивная часть решения суда первой инстанции в части обязания администрации города Тамбова предоставить Илларионову М.В., *** г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв.м изложена в следующей редакции: "Обязать администрацию города Тамбова предоставить Илларионову М.В., ***.р., с составом семьи 3 человека: мать Илларионова М.В., отец Илларионов В.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 64 кв.м, не менее двух комнат".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Илларионова М.В. уточнила основания заявленных требований, просила удовлетворить исковые требования на основании положений ст.57 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Илларионов М.В., ***. рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерация от 16 июня 2006 года N 378.
Справкой Тамбовского областного ГБУЗ "Городская клиническая больница им. Архиепископа Луки г. Тамбова" от 3 ноября 2015 г. подтверждается, что Илларионов М.В. имеет хроническое заболевание, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно. Код заболевания по МКБ-10 - G80. Кроме того, справкой того же учреждения подтверждается наличие у Илларионова М.В. хронического заболевания, дающего право на дополнительную жилую площадь.
25 августа 2000г. Илларионов М.В. зарегистрирован по месту жительства со своим отцом Илларионовым В.Н. в однокомнатной квартире общей площадью 22,7 кв. м по адресу: *** Также в указанной квартире с 31 марта 1998 г. зарегистрированы и проживают сестра Илларионова В.Н. - Илларионова И.Н. со своей дочерью Илларионовой В.А., 07 февраля 1998 г.р.
Постановлением мэра г.Тамбова от 20 июля 2004г. N 4188 семья Илларионовых в составе трех человек - Илларионов М.В., мать Илларионова М.В., отец Илларионов *** была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов".
На основании постановления администрации г.Тамбова N510 от 25 января 2013г. семье Илларионовых по договору найма предоставлено специализированное жилое помещение - однокомнатная квартира N81, общей площадью 29,8 кв.м. в доме N125 по ***, где они зарегистрированы с 13февраля 2013г. по 09 августа 2018г. по месту пребывания.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включено и заболевание, имеющееся у сына истца Илларионова М.В.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как правильно установлено судом, относится Илларионов М.В.
Иные члены семьи Илларионовых таким правом не обладают, в связи с чем доводы жалобы Илларионовой М.В. о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Илларионовых, состоящей из трех человек, противоречат положениям статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, только Илларионов М.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Доводы апелляционной жалобы администрации г.Тамбова об отсутствии законных оснований по возложению обязанности на администрацию Г.Тамбова предоставить Илларионову М.В. жилое помещение вне очереди являются необоснованными.
В ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч.1 ст56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса РФ.
Проанализировав изложенные обстоятельства в их взаимосвязи с нормами права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении Илларионову М.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв.м.
При этом суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г.Тамбова.
Доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Тамбова, Илларионовой М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.