Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Холчевой О.П.,
судей Запятовой Н.А., Луковкиной Е.О .
при секретаре Новиковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.
дело по апелляционной жалобе Разумовой Л.А. на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 22 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ивановской области к Разумовой Л.А. о взыскании недоимок по налогам и пени,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Ивановской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к Разумову Л.А. о взыскании недоимок по земельному налогу и налогу на имущество, а также пени по земельному налогу и налогу на имущество.
Требования мотивированы тем, что Разумова Л.А., имея в собственности 8 земельных участков, расположенных в г. Фурманов и Фурмановском районе Ивановской области, а также жилой дом, расположенный по адресу: ****, и гараж по адресу: ****, является плательщиком земельного налога и налога на имущество. Обязанность по уплате указанных налогов за 2012-2014 годы на основании налоговых уведомлений N 315968 и N 59074 в установленный законом срок административный ответчик не исполнил, в связи с чем в его адрес Инспекцией направлялось требование N 51011 от 20 октября 2015 года с предложением произвести добровольную уплату данных налогов и начисленных пени в установленные сроки, которые до настоящего времени Разумовой Л.А. не исполнены.
С учетом данных обстоятельств, Инспекция просила восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Разумовой Л.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме ***** рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме ** рублей ** копейки, недоимку по земельному налогу в сумме ***** рублей ** копейка, пени по земельному налогу в сумме *****рублей ** копейки, а всего ***** рублей ** копеек, а также государственную пошлину в установленном законом размере.
Определением Фурмановского городского суда Ивановской области от 22 декабря 2016 года принят отказ Инспекции от административного иска к Разумовой Л.А. в части взыскания недоимки по земельному налогу в сумме ***** рубля ** копеек и пени по земельному налогу в сумме ***** рублей ** копеек, производство по делу в данной части прекращено.
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 22 декабря 2016 года административные исковые требования удовлетворены. С Разумовой Л.А. в пользу Инспекции взысканы недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме ***** рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме ** рублей ** копейки, недоимка по земельному налогу в сумме ***** рублей ** копейки, пени по земельному налогу в сумме ** рубль ** копейки, а всего ***** рублей ** копеек, а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** рублей.
Не согласившись с указанным решением в части взысканной суммы земельного налога, Разумова Л.А. подала апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новое решение, снизив размер недоимки по земельному налогу до ***** рублей с учетом фактического использования земельных участков с кадастровыми номерами ********* и ********* по адресу: ****, под размещение гаража и применения ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного ответчика Разумовой Л.А. по доверенности Сенина М.А. апелляционную жалобу и дополнение к ней поддержала по изложенным в ней основаниям, просила её удовлетворить, представитель административного истца Инспекции по доверенности Кузнецова А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая вынесенное решение законным.
В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствии административного ответчика Разумовой Л.А., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы, дополнение к ней и возражения на неё, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Разумова Л.А. является собственником жилого дома расположенного по адресу: ****, и гаража по адресу: ****, на которые ей исчислен налог на имущество за 2014 год в общей сумме **** рубль.
Также административный ответчик в период 2012-2014 годы имел в собственности несколько земельных участков:
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****;
- с кадастровым номером ********* по адресу: ****.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ, предусматривающим, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в адрес Разумовой Л.А. первоначально было направлено налоговое уведомление от 02 апреля 2015 года N 315968 (срок уплаты до 01 октября 2015 года), в котором указывался расчет земельного налога за 2014 год по каждому вышеуказанному земельному участку, перерасчет по налогу за 2012 и 2013 годы и расчет налога на имущество за 2014 год. Согласно данному уведомлению сумма налога на имущество составила ***** рубль, сумма земельного налога с учетом перерасчета ***** рубля ** копеек.
В дальнейшем Инспекцией был произведен перерасчет земельного налога за 2014 год, и в адрес Разумовой Л.А. направлено налоговое уведомление N 59074 от 20 августа 2015 года (срок уплаты до 01 октября 2015 года), в котором общая сумма земельного налога за 2014 год составила ***** рубль. Административный ответчик своих обязанностей по уплате налогов в установленные законом сроки не выполнил, в связи с чем на имеющие задолженности по указанным налогам начислены пени: по земельному налогу в общей сумме - ***** рублей ** копеек, по налогу на имущество в размере ** рублей ** копейки.
В порядке статей 69, 70 НК РФ в адрес Разумовой Л.А. Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) N 51011 (по состоянию на 20 октября 2015 года), содержащее указание на необходимость погашения имеющейся задолженности по налогам и пени в срок до 28 января 2016 года.
Вследствие отсутствия со стороны административного ответчика добровольной уплаты недоимок по налогам и пени, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка N 3 Фурмановского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной в иске задолженности, которое 03 июня 2016 года было удовлетворено. 27 июня 2016 года данный судебный приказ был отменен по заявлению Разумовой Л.А.
С учетом отказа Инспекции от части заявленных требований при рассмотрении настоящего дела сумма земельного налога, подлежащего взысканию с Разумовой Л.А., составила ***** рублей ** копейки, сумма пени по земельному налогу - ***** рубль ** копейки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятая для расчета земельного налога налоговая ставка в размере 1,5% применена налоговым органом при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами ********* и ********* правильно, в соответствии с категорией земель и видом их разрешенного использования. Расчет недоимки по земельному налогу и пени проверен судом и признан верным.
Кроме того, судом проанализирована процедура по принудительному взысканию с Разумовой Л.А. имеющейся задолженности по налогам и пени, срок обращения с административным иском признан соблюденным с учетом своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и в последующем после отмены судебного приказа - в установленный законом 6-месячный срок - с настоящим административным исковым заявлением, в связи с чем судом сделан вывод об отсутствии необходимости в его восстановлении.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы обоснованы, должным образом мотивированы, оценка доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ. Судом первой инстанции полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный ответчик оспаривает решение исключительно в части произведенного Инспекцией расчета земельного налога, подлежащего взысканию по земельным участкам с кадастровыми номерами ********* и *********, расположенным по адресу: ****, указывая на необоснованность применения при расчете процентной ставки в размере 1,5 % как к объектам, относящимся к категории прочих участков, без учета их фактического использования под размещения гаража.
Эти доводы не могут быть приняты Судебной коллегией в качестве правового основания для отмены решения суда в указанной части, поскольку основаны на неправильном толковании положений материального закона.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса РФ).
Сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 396 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьями 390, 391, 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности, и о виде его использования.
Согласно положениям статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу разъяснений Конституционного Суда РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15 мая 2007 года N 372-О-П).
В соответствии с частью 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Таким образом, надлежащим доказательством принадлежности земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Наличие фактических оснований для изменения вида использования земельного участка, в связи с размещением на нем объектов недвижимости и их назначением, до внесения в установленном законом порядке в государственный земельный кадастр соответствующих изменений не влияет на определение ставки земельного налога.
При расчете земельного налога за указанные в иске периоды по спорным земельным участкам Инспекцией применена ставка налога в размере 1,5 % как для прочих участков, исходя из того, что их разрешенное использование по данным государственного кадастрового учета значится как "под объекты недвижимости". Данный вид разрешенного использования подтвержден свидетельствами о государственной регистрации права на данные участки, межевым планом.
Доказательств перевода в установленном статьей 37 Градостроительного кодекса РФ порядке данных земельных участков на момент исчисления налога за 2012-2014 годы в категорию земель с разрешенным использованием "для гаражно-строительных кооперативов, для индивидуальных гаражей и хозяйственных построек", в отношении которых установлена пониженная процентная ставка в размере 0,3 %, административным ответчиком ни при рассмотрении городским судом, ни апелляционной инстанции не представлено.
Обоснованность применения налоговым органом налоговой ставки в размере 1,5 % от кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, подтверждена также сообщением Администрации Фурмановского муниципального района от 18 марта 2016 года в ответ на запрос Инспекции от 11 марта 2016 года.
Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида его разрешенного использования, определяемого по данным кадастрового учета, а не от фактического использования земельного участка землепользователем, то в отношении спорных земельных участков при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5 %, установленная в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Доводы жалобы о противоречивости действий налогового органа, применившего пониженную ставку в размере 0,3% к остальным земельным участкам, расположенным по адресу **** не свидетельствует о неправомерности применении ставки в 1,5% к спорным земельным участкам с кадастровыми номерами ********* и *********. При этом представитель налогового органа пояснил об ошибочности применения налоговой ставки в размере 0,3% к остальным земельным участкам, расположенным по адресу ****, и намерении произвести перерасчет земельного налога.
Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены, в том числе, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено перечисленных в части 1 статьи310Кодекса административного судопроизводства РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Разумовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.