Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Лаврентьевой Г.А. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решения о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности восстановить в списке очередников, поступившее по апелляционной жалобе истца Лаврентьевой Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 декабря 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Лаврентьевой Г.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Лаврентьева Г.А. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее - МВД по Чувашской Республике) о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 10 августа 2016 года об исключении ее из очереди нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности восстановить в списке очередников, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, с 17 августа 1994 года.
Требования мотивированы тем, что истец Лаврентьева Г.А. проходит службу в качестве инженера в ФКУ "ЦХиСО МВД по Чувашской Республике". 17 августа 1994 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по месту работы в Управлении ГАИ МВД по Чувашской Республике. В период с 1994 года по 2015 год ежегодно представляла в УГИБДД МВД по Чувашской Республике сведения о нуждаемости в жилом помещении. Актом комиссии УГИБДД МВД по Чувашской Республике от 18 июня 2015 года подтверждено, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. При принятии учетных дел от УГИБДД МВД по Чувашской Республике ей было отказано во включении в список сотрудников, нуждающихся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. Согласно договору передачи от 17 октября 2011 года N " ... " истец Лаврентьева Г.А. получила в собственность квартиру N " ... " общей площадью " ... " кв.м. в доме N " ... ". Данная квартира была предоставлена ей в связи со сносом ранее занимаемого жилого помещения. Однако по своим характеристикам предоставленное жилое помещение является квартирой гостиничного типа, в которой жилое помещение и кухня совмещены. Полагает, что занимаемое ею жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а решение об исключении ее из очереди нуждающихся в жилом помещении незаконно.
В судебном заседании истец Лаврентьева Г.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по Чувашской Республике Корнилова В.О. исковые требования не признала, ссылаясь на его необоснованность.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное истцом Лаврентьевой Г.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указывается на то, что истец не обеспечена жилым помещением по норме предоставления в размере 33 кв.м. Предоставленная квартира N " ... " в доме N " ... " не отвечает требованиям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", поскольку не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами, то есть жилое помещение и кухня не должны быть совмещены.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Лаврентьевой Г.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Канцеляровой Т.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 17 августа 1994 года истец Лаврентьева Г.А. по месту службы состояла в очереди нуждающихся в жилом помещении.
Согласно материалам учетного дела на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилье семья истца Лаврентьевой Г.А. состояла из одного человека и проживала в квартире N " ... " в доме N " ... ". Жилая площадь данной квартиры составляла " ... " кв.м.
В связи с признанием дома N " ... " по ул. " ... " непригодным для проживания и подлежащим сносу истцу была предоставлена квартира N " ... " общей площадью " ... " кв.м. в доме N " ... ", которая на основании договора передачи от 17 октября 2011 года N " ... " была передана в собственность истца. Право собственности истца на данную квартиру зарегистрировано 26 октября 2011 года.
Решением заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике от 10 августа 2016 года истцу Лаврентьевой Г.А. было отказано во включении в список очередников МВД по Чувашской Республике, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения выше учетной нормы и нормы представления и утратой права на получение жилого помещения по договору социального найма.
С данным решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике Лаврентьева Г.А. не согласилась и обратилась в суд с требованием о признании его незаконным.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лаврентьевой Г.А., суд первой инстанции исходил из того, что в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы истец утратил основания для сохранения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
На момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовал Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", который утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с названными Правилами сотрудник органов внутренних дел в период прохождения службы должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно пункту 19 названных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
Ранее вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентировались положениями статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, в настоящее время регламентированы положениями статей 51 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в случае утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения за счет государственного жилищного фонда, названные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, именно нуждаемость в жилом помещении является основным условием для постановки на учет и сохранения права состоять на данном учете до получения жилого помещения, предоставляемого за счет государственных средств.
Из положений статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 1). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).
В части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В разделе 2 Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года N 288, указано, что право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв.м. для граждан, принятых на учет после 1 марта 2005 года; если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв.м. для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 года; и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Постановлением администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года N 129 установлено, что с 1 марта 2005 года по г.Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения составляет 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека и норма предоставления по договору социального найма - 16,0 кв.м.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого решения семья истца состояла из одного человека, истец Лаврентьева Г.А. проживает в квартире N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ". Общая площадь составляет " ... " кв.м. и жилая площадь - " ... " кв.м.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения истец ЛаврентьеваГ.А. была обеспечена свыше учетной нормы, предусмотренной постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года N 129, Положением о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года N 288 (14,5 кв.м. общей площади жилья на человека и не менее 9,0 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи).
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, обеспеченность истца превышает и учетную норму, предусмотренную Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ (менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи).
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение жилищной комиссии МВД по Чувашской Республике от 10 августа 2016 года о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, и отсутствием других оснований нуждаемости является правильным.
Поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии соответствует требованиям законодательства, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска Лаврентьевой Г.А. о признании оспариваемого решения незаконным и возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение жилого помещения.
Не является основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы о том, что истец не обеспечена жилым помещением по норме предоставления в размере 33 кв.м., поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения заявленного спора. Установленная пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ норма предоставления жилого помещения подлежит применению лишь при решении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Между тем, в рассматриваемой ситуации истцом оспаривается решение жилищной комиссии о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью свыше учетной нормы и нормы предоставления по договору социального найма.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что предоставленная квартира N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " не отвечает требованиям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", поскольку данные обстоятельства не относятся к юридически значимым обстоятельствам для разрешения настоящего спора. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, пригодность указанного жилого помещения была предметом судебной проверки в рамках гражданского дела о выселении в связи со сносом дома.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановленозаконное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Лаврентьевой Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.