Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Хуснутдиновой И.И,
судей Галенко В.А., Бузыновской Е.А.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Минтранс России на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 15 ноября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лебедевой В. С. к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации при ликвидации федерального государственного органа, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения Лебедевой В.С., судебная коллегия,
установила:
Лебедева В.С. обратилась в суд с иском к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации при ликвидации федерального государственного органа, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.09.2012 года она назначена на должность "данные изъяты" Дальневосточного территориального управления отдела ДВТУ Росграницы. На основании листка нетрудоспособности с 12.05.2015 года по 28.09.2015года находилась в отпуске по беременности и родам, с 29.11.2015 года ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 16.02.2016 года ей вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с упразднением ДВТУ Росграницы. 18.04.2016 года приказом от 06.04.2016г. N она уволена по п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением Дальневосточного территориального управления Росграницы. Полагает, что при увольнении ответчик недоплатил ей компенсацию, причитающуюся при ликвидации Дальневосточного территориального управления Росграницы, поскольку из расчета денежного довольствия были исключены дополнительные выплаты: премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Полагает, что при начислении денежного содержания необходимо было руководствоваться Положением "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. N 922, исключить из расчетного периода время нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред. Просила суд взыскать с ответчика в ее пользу недополученную денежную компенсацию в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 года исковые требования Лебедевой В.С. удовлетворены, постановлено:
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу Лебедевой В.С. недоплаченную сумму компенсации при ликвидации федерального государственного органа в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда - "данные изъяты".
В удовлетворении исковых требований к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации отказать.
В апелляционной жалобе представитель Минтранса России Гончаров Е.С. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указав, что Минтранс России не является правопреемником территориальных органов Росграницы, не принимал участие в ликвидации ДВТУ Росграницы, не осуществлял увольнение указанных сотрудников, не производил с работниками расчеты при увольнении, в связи с чем не нарушал права и законные интересы истца. Просил суд отказать в удовлетворении указанных требований истца к Минтрансу России.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Лебедева В.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лебедева В.С. 19.09.2012 года назначена на должность "данные изъяты" Дальневосточного территориального управления отдела ДВТУ Росграницы. На основании листка нетрудоспособности с 12.05.2015 года по 28.09.2015года находилась в отпуске по беременности и родам.
На основании приказа N от 29.09.2015 года Лебедева В.С. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 40 "Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено.
16.02.2016 года Лебедева В.С была предупреждена о предстоящем увольнении по п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.20004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с упразднением государственного органа.
Приказом N от 06.04.2016г. с Лебедевой В.С. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с 18.04.2016г. с государственной гражданской службы на основании п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.20004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с упразднением государственного органа).
При увольнении Лебедевой В.С. выплачена причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие упразднения государственного органа и предусмотренная п. 3.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Судебная коллегия признает такой вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение указанным требованиям закона не отвечает.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ч.1,2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа (п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (п. 3.1. часть 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
В силу ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Следовательно, к возникшим спорным правоотношениям в части порядка исчисления компенсации в связи с упразднением государственного органа при увольнении истца с государственной гражданской службы не подлежит применению постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", в том числе и в части определения периода для расчета такой компенсации.
При увольнении Лебедевой В.С. выплачена причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие упразднения государственного органа и предусмотренная п. 3.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, расчет которой произведен работодателем в соответствие с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для применения постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" при выплате компенсации в связи с ликвидацией государственного органа не имеется, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.
Поскольку нарушений трудовых прав истца не установлено, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации также не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лебедевой В. С. к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации при ликвидации федерального государственного органа, компенсации морального вреда отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Хуснутдинова И.И.
Судьи: Бузыновская Е.А.
Галенко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.