Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Моргунова Ю.В., Порохового С.П.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова А. И. к Федеральному государственному казённому учреждению "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложению обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе истца Баранова А. И. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2016 года,
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., судебная коллегия
установила:
Баранова А.И. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложению обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ более 20 лет в календарном исчислении. За период военной службы он никогда не получал какое-либо жилое помещение от Министерства обороны РФ, за исключением служебного, в котором и проживает по настоящее время. Также у него и членов семьи отсутствует какая-либо недвижимость на территории Забайкальского края и РФ. Истец уволен с военной службы на основании п. "Б" ч.1 ст.51 "О воинской обязанности и военной службе" (по окончанию контракта). В настоящее время состоит на учете в ОВК Забайкальского края. В связи с предстоящим увольнением истец указывал, что обеспечен служебным жилым помещением в п.Горный, постоянного жилья не имеет. Со слов должностных лиц КЭУ СибВО ему было известно, что он включен в списки кандидатов на получение постоянного жилья, но когда оно будет никто не знает, после 2010 года, в связи с проводимыми реформами вышеуказанная организация была упразднена и уточнить какую-либо информацию не представляется возможным. Из сообщения ответчика от 03.12.2015 года, истцу отказано в обеспечении жильем. Просил признать за ним и членов его семьи право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет Министерства обороны РФ, и обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с 27.07.2005 года, с составом семьи 2 человека по избранному месту жительства г.Чита.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2016 года в иске Баранову А.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец Баранов А.И. с решением суда не согласился, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, не применение норм материального и процессуального права, подлежащих применению. Судом не учтено, что истец никогда жильем в установленном порядке не обеспечивался, членом семьи нанимателя или собственника жилья не является, не принято во внимание требования ст.40 Конституции РФ. Также не применен закон, подлежащий применению, где государство обеспечивает жильем бесплатно военнослужащих и граждан, выполнявших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы. Указывает, что обязанность выяснения вопроса о нуждаемости в жилье и разъяснение его прав, в том числе на обеспечение жилым помещением, возложены на должностных лиц по месту увольнения со службы военнослужащего. Таким образом, уполномоченные должностные лица, возложенные на них законом обязанности, не исполнили. Судом также не применены положения ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в которых определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, истец, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, не обеспеченный на момент увольнения постоянным жилым помещением, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и поставлен на учет в соответствии со ст.15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года. Однако, данные обстоятельства судом не учитывались, правовая оценка им дана не была, в связи с чем, выводы суда необоснованны и незаконны. Просил решение суда отменить.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии стороны по делу не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 22.08.2004 года N122-ФЗ, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 данного Федерального закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Федеральный закон РФ от 08.12.2010 года N 342-ФЗ ст. 15 дополнена пунктом 2.1 которой предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года N342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, действующих на момент возникновения спорных правоотношений реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено, что Баранов А.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен с военной службы в запас по п/п Б п.1 ст.51 ФЗ (по истечении срока контракта о прохождении военной службы). С 27.07.2005 года истец исключен из списков личного состава войсковой части 30672. На момент увольнения имел продолжительность военной службы в календарном исчислении 21 год 03 мес.
В период прохождения военной службы истец был обеспечен непосредственно по месту прохождения военной службы жилым помещением - четырёх комнатной квартирой по "адрес", что подтверждается ордером N от 03.10.2003 года.
03.12.2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ было приняло решение об отказе Баранову А.И. в признании нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; разъяснено, что решение жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст.49-51 Жилищного кодекса РФ через органы местного самоуправления.
Из положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", следует, что для военнослужащих, которые имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и уволенных по трем следующим основаниям: 1) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, 2) по состоянию здоровья, 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями, если они в надлежащем порядке признаны нуждающимися в получении жилых помещений в связи с избранием постоянного места жительства после увольнения с военной службы, то, несмотря на обеспеченность их жилым помещением в период и по месту прохождения службы, они имеют право на обеспечение жилой площадью в избранном месте жительства. При этом учетная норма площади жилого помещения, установленная в месте прохождения службы, значения для оценки права истца на получение жилья по избранному месту жительства не имеет, ввиду того, что в силу указанных норм права имеющееся по месту военной службы жилое помещение подлежит сдаче в установленном порядке для последующего его распределения другим военнослужащим, поскольку обеспечение названных лиц жилым помещением в избранном месте жительства производится с обязательным освобождением ими занимаемых жилых помещений по прежнему месту жительства и снятием с регистрационного учета.
Согласно подп. "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054 (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы), нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с подп. "и" п. 7 Правил избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным, специальным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий.
Указанное положение не предусматривает иных дополнительных условий признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства.
Разрешая заявленные требования, оценив в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные доказательства по отдельности, так и в совокупности, правильно исходил из того, что право на жилище в данном случае носит не абсолютный, а заявительный характер.
В данном случае, доказательств постановки истца на учет в органе местного самоуправления, как нуждающегося в получении жилого помещения, либо решение жилищной комиссии по месту прохождения военной службы о признании нуждающимся в получении жилого помещения, либо, что истец состоит в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, в материалах дела содержатся сведения об отсутствии у истца претензий к Министерству обороны РФ, обеспеченности его на момент увольнения жилой площадью по нормам жилищного законодательства.
С учетом установленных обстоятельств, оснований полагать о допущенных нарушениях жилищных прав Баранова А.И. не имеется.
Выводы суда обоснованы, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу и применены нормы материального права.
По существу, доводы жалобы повторяют позицию истца по делу и доводы его апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и получили надлежащую правовую оценку, изложенное заявителем в апелляционной жалобе не опровергает выводы суда в части мотивов и правовых оснований, которым он руководствовался при принятии решения.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2016 года по иску Баранова А. И. к Федеральному государственному казённому учреждению "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложению обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Баранова А. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи Ю.В. Моргунов
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.