Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Дорожкиной О.Б., Порохового С.П.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах Аблапова А. С. к Федеральному государственному казённому учреждению "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного казённого учреждения "Востокрегионжилье" МО РФ Будановой В.С. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2016 года
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах Аблапова А.С., обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение, ссылаясь на то, что по результатам проведенной 39 военной прокуратурой гарнизона проверки установлено, что 19 января 2016 года "данные изъяты" Аблапов А.С., военнослужащий по контракту войсковой части 25625, установленным порядком был включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы в г.Хабаровск - 47 на состав семьи 3 человека, однако, до настоящего времени служебным жилым помещением он не обеспечен. Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р "О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России", военному городку Хабаровск-47 присвоен статус закрытого военного городка. Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества от 21 марта 2006 года N жилые помещения, расположенные в г.Хабаровск-47 закреплены за войсковой частью 32172 (25625) на праве оперативного управления. Согласно справке, предоставленной установленным порядком обслуживающей организацией, в г. Хабаровск-47 достаточно свободных жилых помещений, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей. В настоящий момент Аблапов А.С. с семьей, состоящей из четырех человек, вынужден арендовать жилое помещение в г.Хабаровске за пределами г.Хабаровск-47. Просил возложить на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанность распределить специализированное жилое помещение установленным порядком "данные изъяты" Аблапову А.С. на состав семьи 4 человека на территории закрытого военного городка Хабаровск-47 в соответствии с законодательством РФ.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность распределить специализированное (служебное) жилое помещение "данные изъяты" Аблапову А. С. на состав семьи 4 человека на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации г.Хабаровск-47 по месту прохождения Аблаповым А. С. военной службы в структурном подразделении войсковой части 25625.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Буданова В.С. с решением суда не согласилась, ссылаясь на нарушение судом правил подсудности. Ответчиком было заявлено ходатайство о направлении дела на рассмотрение в военный суд, однако суд отказал в его удовлетворении, ссылаясь на то, что ФГКУ "Востокрегионжилье" не относится к органам военного управления. Считает, что ФГКУ "Востокрегионжилье" является структурным подразделением Министерства обороны РФ и исполняет функции органа управления - Департамента жилищного обеспечения МО РФ, самостоятельных отдельных от деятельности Департамента полномочий у ФГКУ "Востокрегионжилье" не имеется. Судом также не принято во внимание, что согласно "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных Силах РФ", служебные жилые помещения предоставляются согласно очередности и в случае их наличия. Указал, что суд распределил жилое помещение, которое не является служебным в силу ст.92 Жилищного кодекса РФ. Просила решение суда отменить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на то, что ответчик не является органом военного управления, а иски о восстановлении жилищных прав могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца.
В заседание судебной коллегии истец Аблапов А.С., представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица ФКУ "Войсковая часть 25625" не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Максименко Е.В. просит решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, выслушав мнение лиц, принявших участие в суде апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившие на неё письменные возражения, изучив материалы гражданского дела, решение суда, не усматривает основания для отмены оспариваемого решения суда, ввиду следующих мотивов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 11 июля 2014 года "данные изъяты" Аблапов А.С. проходит военную службу по контракту в войсковой части 25625 (г.Хабаровск-47), что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 25625 N от 14.07.2014 года.
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р "О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" военному городку Хабаровск-47 присвоен статус закрытого военного городка.
Жилые помещения (квартиры), расположенные в г. Хабаровск-47, являются собственностью Российской Федерации и принадлежат подведомственным Министерству обороны РФ учреждениям на праве оперативного управления.
Имущество юридического лица "Войсковая часть 32172 (25625)" включено в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества.
Согласно уведомлению о включении военнослужащего в список на предоставление служебного жилого помещения N от 22 января 2016 года "данные изъяты" Аблапов А.С., включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы Хабаровск-47, состав семьи подлежащей обеспечению: 3 человека, дата включения в список 19 января 2016 года.
В настоящее время состав семьи "данные изъяты" Аблапова А.С. - 4 человека, включая супругу ФИО1, сына ФИО2, дочь ФИО3, служебным жилым помещением по месту прохождения службы не обеспечен.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.40 Конституции РФ, ст. 7 Федерального конституционного закона РФ "О военных судах Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку до настоящего времени "данные изъяты" Аблапов А.С. на состав семьи 4 человека служебным жилым помещением по месту прохождения службы не обеспечен.
С такими выводами суда, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности являются несостоятельными, подлежат отклонению.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года N 8 "О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).
В п. 2 названного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2014 года N 8 указано, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Под воинскими должностными лицами следует понимать должностных лиц органов военного управления, командиров (начальников) воинских частей, начальников органов военной полиции, начальников гарнизонов, иных лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающих от имени Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
На основании вышеизложенного, исходя из целей и задач, которые выполняет ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в соответствии с уставом, как юридическое лицо, оно к органам военного управлении не относится.
Более того того, из заявленных прокурором исковых требований следует, что иск предъявлен в защиту интересов не только военнослужащего, проходящего в настоящее время военную службу, но и членов его семьи, которые военнослужащими не являются, а являются гражданскими лицами.
Исходя из субъектного состава по делу, данное гражданское дело обоснованно принято к производству и рассмотрено судом общей юрисдикции по существу.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2016 года по гражданскому делу по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах Аблапова А. С. к Федеральному государственному казённому учреждению "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального государственного казённого учреждения "Востокрегионжилье" МО РФ Будановой В.С., без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи О.Б. Дорожкина
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.