Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Дорожкиной О.Б., Порохового С.П.
при секретаре Никитченко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сюлиной А. Ф. к Шмелевой Г. А., администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с даты обращения,
по апелляционной жалобе истца Сюлиной А. Ф. на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 17 октября 2016 года,
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя истца Сюлиной А.Ф. - Васина В.Н., судебная коллегия
установила:
Сюлина А.Ф. обратилась в суд с иском к Шмелевой Г.А., администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с даты обращения. Требования мотивировала тем, что в 1996 году она состояла на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для получения жилья. В 1999 году она купила квартиру в г.Хабаровске, для проживания в ней дочери, обучавшейся в ВУЗе. В 2001 году квартира была продана. В 2015-2016 годах началась выдача сертификатов жителям поселка, где она проживает. Решив уточнить свою очередность, она обратилась в администрацию Охотского района к специалисту Шмелевой Г.А., от которой узнала, что снята с учета. Обратившись за разъяснениями и просьбой о восстановлении на учете с письменным заявлением, она получила отрицательный ответ, из которого следовало, что с учета на получение жилищного сертификата она снята с 2006 года, поскольку у нее в собственности имелось жилое помещение. Такое решение о снятии ее с учета, она считает незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что знает иных граждан, которые также имели и имеют квартиры, однако, им были выданы жилищные сертификаты. Проведенную выборочную проверку на соответствие условиям выдачи сертификатов полагает несправедливой, не обеспечивающей одинакового подхода к лицам, стоящим на учете на их получение. Просила восстановить ее на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с даты ее первоначальной постановки на учет.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 17 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований Сюлиной А.Ф. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Сюлина А.Ф. с решением суда не согласилась, считая его незаконным и необоснованным, принятым в нарушение норм материального и процессуального права, подлежащего отмене, ссылаясь на ФЗ N 125 от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", из содержания которого не следует, что гражданин, состоящий на учете на получение жилищной субсидии снимается с учета при приобретении какой-либо недвижимости. Указала на положения п.22 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Однако, уведомления о снятии её с учета она не получала, что является нарушением ее прав.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, ответчик Шмелева Г.А. просила решение суда, как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В письменных возражениях, ответчик - глава района А.Н. Васильев считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полностью дублируют доводы, изложенные в иске и дополнениям к ним, и по существу безосновательно направлены на переоценку судом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В заседание судебной коллегии стороны по делу не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истец просила рассмотреть апелляционную жалобу в её отсутствие, ответчики о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в указанных лиц.
В заседание судебной коллегии представитель истца Сюлиной А.Ф. - Васин В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просит отменить решение суда.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, выслушав мнение представителя истца, принявшего участие в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на неё письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 января 1996 года истец обратилась в администрацию Охотского района с заявлением о постановке её на очередь на получение субсидии для строительства или приобретения жилья на состав семьи 4 человека, имея стаж работы на севере 23 года, и состояла на данном учете до 27.01.2006 года.
04.08.2003 года Сюлина А.Ф. прошла перерегистрацию, подтверждая свое право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, при этом указав в заявлении об отсутствии у нее и членов ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно Приложению N 1 к Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 года, в заявлении о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявитель указывает о наличии/отсутствии у гражданина и членов его семьи иных жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), либо о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из Охотского муниципального района были переданы Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края с 01.01.2006 года на основании Закона Хабаровского края от 26.10.2005 года N 306 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Исходя из положений названных нормативных актов, федеральный законодатель, закрепив право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определив условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, установилцелью реализации закона улучшение жилищных условий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечение жильем лиц, не имеющих жилья в климатически благоприятных регионах Российской Федерации, или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании Положения о районной комиссии, утвержденной постановлением главы Охотского района от 25.01.2006 года N, районной комиссией по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и проживающих на территории Охотского муниципального района, 27.01.2006 года было принято решение о снятии Сюлиной А.Ф. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в соответствии с подпунктом "д" пункта 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у Сюлиной А.Ф. на дату принятия решения о снятии с учета, в собственности находилось жилое помещение, расположенное в "адрес".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что решение комиссии о снятии с учета Сюлиной А.Ф. является законным и обоснованным, поскольку обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду возникновения у истца права собственности на жилое помещение в г.Хабаровске, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.05.2005 года, снятие истца с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из содержания Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не следует, что гражданин, состоящий на учете на получение жилищной субсидии снимается с учета при приобретении какой-либо недвижимости, которые по существу повторяют доводы первоначального иска и дополнения к нему, были исследованы судом первой инстанции, признаны ошибочными и получили соответствующую правовую оценку в обжалуемом решении.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат.
Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Требований о возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с даты возникновения такого права на общих основаниях, истцом не заявлено.
А оснований для восстановления Сюлиной А.Ф. на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с первоначальной даты обращения с 1996 года по ранее изложенным обстоятельствам не имеется.
По существу, доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы истца, которыми поддерживались исковые требования в суде первой инстанции, связаны с неверным толкованием норм материального права.
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 17 октября 2016 года по иску Сюлиной А. Ф. к Шмелевой Г. А., администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера с даты обращения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Сюлиной А. Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи О.Б. Дорожкина
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.