Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Аноприенко К.В., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре: Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельникова В. П. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, о предоставлении жилого помещения,
с апелляционной жалобой истца Стрельникова В. П. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.12.2016 г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения истца Стрельникова В.П., его представителя по устному заявлению Агафоновой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стрельников В.П. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и просил признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением государственного жилищного фонда Хабаровского края, обязать ответчика включить его в список нуждающихся в обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края в пределах г. Хабаровска, общей площадью не менее 18 кв.м.
В обоснование иска указал, что на основании постановления главы администрации Хабаровского района от 26.10.1995г. N он был определен в детский дом N, в котором находился с 27.11.1995г. по 01.09.2004г., затем обучался в профессиональном училище N. Решением Хабаровского районного суда от 26.07.2000г. его мать ФИО1 признана недееспособной. Отец в свидетельстве о рождении не указан. При определении его в детский дом, за ним закреплено жилое помещение по "адрес", нанимателем которого является его мать, в связи с чем, за период нахождения в детском доме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не был поставлен. По указанному адресу зарегистрировано и проживает 5 человек (его мать, брат, сестра и дочь сестры), норма учетной площади на каждого не соблюдена, в связи с чем, полагает, что он должен быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. 03.06.2016г. он обратился к ответчику для постановки его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ему отказано в связи с тем, что за ним закреплено жилое помещение, он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в период нахождения в детском доме в возрасте до 23 лет и не представил документ, подтверждающий право пользования жилым помещением до определения его в детский дом. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.12.2016г. в удовлетворении исковых требований Стрельникова В.П. отказано.
В апелляционной жалобе истец Стрельников В.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что, определяя его в детский дом, отдел опеки закрепил за ним жилую площадь в доме, который не стоит на балансе ни в одном учреждении, то есть не является ни муниципальной, ни чьей либо другой собственностью. За весь период его проживания в государственных учреждениях никто не разъяснил ему его прав, более того, должностные лица не хотели заниматься решением вопроса его жилищных условий. Суд, трактуя Обзор судебной практики Верховного суда, сослался на последний абзац в перечислении оснований для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, о том, что он не предпринял попыток до 23 лет встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но проигнорировал первый абзац "ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Марчук М.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что на момент обращения в министерство истцу исполнилось 27 лет. Обстоятельств, препятствующих Стрельникову В.П. своевременно обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет, а также оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма, не имеется. Копия учетного дела Стрельникова В.П. в министерство органами местного самоуправления не передавалась.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ N 23 от 19.12.2003г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда не соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Аналогичные нормы содержатся в ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012г. формирование списка, осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 67 от 14.08.2013г.) Министерство ЖКХ Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (п.п. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Согласно п. п.1, 2 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае" решение об отказе во включении в список принимается в случае непредставления одного или нескольких документов, определенных частью 2 данной статьи, отсутствие у лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона, права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Стрельников В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку был отобран у матери ФИО1, страдающей психическим заболеванием, на основании решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18.02.1997 г. Сведения об отце в свидетельстве о рождении N не указаны.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.07.2000 ФИО1 признана недееспособной.
Постановлением главы администрации Хабаровского района от 26.10.1995г. N Стрельников В.П. определен в государственное учреждение общественного воспитания, за ним закреплена жилая площадь - квартира "адрес".
Стрельников В.П. являлся воспитанником КГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N", находился на полном государственном обеспечении с 27.11.1995г. по 01.09.2004 г. и был зарегистрирован по месту пребывания по "адрес". Выбыл в Профессиональное училище N на основании Приказа N от 01.09.2004 г., что подтверждается справкой КГКОУ Детский дом N от 15.10.2015г.
С 2004 г. по 2007 г. Стрельников В.П. проходил обучение в КГОУ НПО ПУ N.
Согласно поквартирной карточке и технического паспорта жилого дома, составленного по состоянию на 22.12.2010г., Стрельников В.П. с 25.05.2007г. зарегистрирован в жилом помещении - двухкомнатной квартире, расположенной в деревянном доме 1971 г. постройки по "адрес", общей площадью 39,2 кв.м., жилой - 27,8 кв.м., всего вместе с ним зарегистрировано 5 человек, включая в том числе признанную по решению суда недееспособной ФИО1
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 02.06.2016г. N, истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений согласно п. 1, 2 ч 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
Из извещения об отказе министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 03.06.2016г. следует, что Стрельниковым В.П. не были представлены следующие документы: документы, подтверждающие право пользования (собственности) жилым помещением по месту жительства до устройства под опеку или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ордер, договор найма жилого помещения или другие документы); заключение межведомственной комиссии о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу регистрации. Кроме того, за истцом было закреплено жилое помещение по "адрес", соответственно, он был обеспечен жилым помещением по достижении 18 лет. Истец на момент обращения достиг возврата 27 лет.
В настоящее время Стрельников В.П. проживает в съемном жилье по договору найма жилого помещения по "адрес", жилых помещений на праве собственности, социального найма не имеет, что не опровергнуто ответчиком и подтверждено сведениями из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.05.2016г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и от 11.05.2016г. КГУП "Хабкрайинвентаризация".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Стрельников В.П. с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-х летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Из объяснений Стрельникова В.П. в суде первой и апелляционной инстанции, искового заявления и апелляционной жалобы следует, что при выпуске из детского дома в 2004 г. социальный педагог разъяснила ему, что он теряет право быть включенным в список, нуждающихся в жилой площади, как ребенок-сирота, потому, что за ним закреплена жилая площадь и не важно, в каком она состоянии, сколько там живет человек и являются ли они членами его семьи. Он лично обращался в 2009 г. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, но ему в устной форме было отказано в принятии на учет, поскольку за ним закреплена жилая площадь. При выпуске из детского дома ему не разъяснялось право на обращение с заявлением о предоставлении жилья в связи с невозможностью проживания в закрепленном за ним жилом помещении, напротив, педагоги ему говорили, что жилое помещение ему не положено.
Из объяснений в суде первой инстанции представителя истца Стрельникова В.П. по устному заявлению ФИО2, являющейся руководителем службы постинтернатного сопровождения выпускников по Хабаровскому краю, следует, что она работает социальным педагогом в детском доме с 1998 г., в 2013 г. появилась постинтернатная служба и они обратились в защиту многих детей-сирот, об истце узнали весной 2016 г. Когда истец жил в детском доме, то его не поставили на учет, да еще и дезинформировали.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае" - проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения), признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ч. 9 ст. 3 настоящего закона, в соответствии с которой, межведомственная комиссия выносит заключение о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы общей площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии документа, подтверждающего общую площадь жилого помещения по данным кадастрового (технического) учета, и документа, содержащего сведения о лицах, совместно проживающих в данном жилом помещении. (пп.3)
Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 г. N 109 для г. Хабаровска установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде - 18,0 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, в размере 12,0 и менее кв. метров общей площади на одного человека.
Таким образом Стрельников В.П. обеспечен жилым помещением менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании, поскольку на одного проживающего в закрепленной за истцом при его определении в 1995 г. в детский дом квартире "адрес" приходится 7,84 кв.м. (39,2 кв.м/5чел.).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и, учитывая подтвержденную доказательствами невозможность проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец является нуждающимся в обеспечении жилым помещением государственного жилищного фонда края, имеет право состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 (ред. от 23.11.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" - лицам, указанным в ч. 1 ст. 2 настоящего закона, включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной ч. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами законодательства свидетельствуют о наличии оснований для признания истца нуждающимся в обеспечении жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, возложения на ответчика обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, и для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающего установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв. м в пределах г. Хабаровска по договору найма специализированного жилого помещения.
Отказ ответчика во включении истца в соответствующий Список по тому основанию, что истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в период нахождения в детском доме, в возрасте до 23 лет и не представил документы, подтверждающие право пользования жилым помещением до определения его в детский дом судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г., согласно которого до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, решению вопроса о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, а так же по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.12.2016 г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Стрельникова В. П. - удовлетворить.
Стрельникова В. П. признать нуждающимся в обеспечении жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:
- включить Стрельникова В. П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений;
- предоставить Стрельникову В. П. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: С.И. Дорожко
Судьи: К.В. Аноприенко
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.